Расходы на развитие здравоохранения – одна из самых затратных частей федерального бюджета, которая требует около 1 трлн. рублей расходов в год. Однако в общественной среде все чаще поднимается и становится острее тема качества предоставляемой по ОМС медицинской помощи. Без внимания не остаются и условия, в которых вынуждены работать медицинские специалисты в лечебных учреждениях, финансируемых из фонда обязательного медицинского страхования. Неужели помощь по ОМС имеет системные проблемы, из-за которых переход к полностью платной медицине неизбежен?
Несмотря на, кажется, высокие объемы государственного финансирования в соотношении с другими статьями бюджета, в сфере здравоохранения выделяется масса недостатков – внимание на них обращают не только сами врачи, средний и младший медицинский персонал, но и СМИ.
Чаще всего занятые в оказании помощи по ОМС специалисты отмечают:
В качестве основной причины этих недостатков называют неэффективную систему распределения ресурсов и управления системой здравоохранения как такового. Действующий порядок приводит к недоступности бесплатной качественной помощи для граждан – а точнее, к ее неравномерной доступности. В ситуации, когда человеку требуется эффективное лечение, ему приходится доплачивать из собственного кармана, поскольку выделенных ресурсов попросту не хватает. Реформу здравоохранения на сегодняшнем этапе, таким образом, можно считать провальной.
Перечисление денег из государственного бюджета идет не напрямую в больницу, а опосредованно через Фонд ОМС. В СМИ встречается мнение о том, что ФОМС – это бесполезный элемент механизма финансирования, поскольку выполняет только посреднические функции. При этом, аппарат фонда необходимо содержать, платить зарплату сотрудникам. Все это обеспечивается за счет того же бюджета выделенного на развитие системы здравоохранения. А если никакой дополнительной ценности Фонд не несет, стоит ли вообще его обеспечивать?
В советский период финансовых посредников между госбюджетом и больницами не существовало. Ряд экспертов отмечают, что именно появление ФОМС в качестве «прокладки» на пути движения целевых средств привело к сложностям в системе бесплатной медпомощи.
Полный переход на оплату медицинских услуг из своего кармана или лечение по дорогостоящему полису добровольного медицинского страхования – тоже не выход из ситуации, отмечается в прессе. Причин этому несколько:
Получать финансирование из бюджета выгодно и частным клиникам – государство оплачивает лечение каждого пациента. Получается, что ДМС — это те же услуги, те же врачи, то же оборудование, но за свой счет.
Обратить внимание нужно на системную проблему государственного здравоохранения – деньги в бюджете есть, но логистика их распределения нарушена. В результате медучреждениям не хватает оборудования и докторов, поэтому они не могут обеспечить оказание необходимых услуг на достойном уровне.
Конкретных примеров этому множество. Дорогостоящее оборудование приобретается для больниц, в которых не хватает специалистов для работы на нем, а в дальнейшем и для его содержания, обновления. Или при распределении техники не учитывается население города/района, когда ресурсов больницы хватит только на четверть всех местных жителей.
Решений проблемы, как минимум, два. Первое – укрупнение инфраструктуры. Когда вместо нескольких мелких больниц в области открывается один крупный медицинский центр, рассчитанный на все местное население и обладающий достаточными ресурсами. С учетом масштабов регионов, такие центры должны находиться в двухчасовой доступности от любой точки административного округа.
Второй вариант – государственно-частное партнерство. Механизм простой. Частный заинтересованный инвестор приобретает недостающее оборудование в клинику, специалисты на нем работают, а бюджет выплачивает инвестору стоимость его использования по действующим тарифам ОМС. Для государства такое решение очень удобно и позволит решить множество существующих проблем, перераспределив свободные средства на решение других вопросов.