Нецензурные слова в медицинской карте – повод внеплановой проверки Росздравнадзора?

Алексей Панов
Анализ возможных последствий выезда бригады скорой помощи при ЦРБ в составе фельдшера к пациентке на дом из-за бронхиальной астмы.
12.09.2022
689

Росздравнадзор проведет проверку

На сайте Росздравнадзора появилось следующее новостное сообщение за 30 августа.

30.08.2022

Росздравнадзор проверит больницу в Алтайском крае, где на медкарте пожилой пациентки написали нецензурные слова

Подобное основание для проверки мне ранее не встречалось. Обычно имеет место: отсутствие медицинской документации (грешит частная медицина), частичное незаполнение, ведение не по установленной форме и прочие нарушения. А тут в медицинской карте стационарного больного - нецензурные слова.

Сразу подумалось: больница, ее штат подобное бы не обнародовали (за исключением, пожалуй, если уволенный работник был очень обижен на своего работодателя). Скорее всего, информация появилась в интернете от кого-то из родственников пациентки.

Нецензурные слова, вероятно, некая реакция медработника на неадекватное поведение пожилого пациента в плане исполнения им врачебных рекомендаций, межличностного общения, физиологических отправлений и прочего, но не в силу умысла женщины, а тех неблагоприятных изменений в психической и телесной сфере, которые фактически неизбежно нарастают с возрастом (89 лет).

В интернете нашел следующие подробности.

  1. Информация об инциденте появилась в соцсетях. Неприятную надпись в карточке 89-летней пенсионерки обнаружила ее дочь.
  2. Пресс-служба Минздрава Алтайского края заявила: "По ситуации о несоответствующей записи в карточке пациентки проведено служебное расследование главным врачом Волчихинской больницы Татьяной Харловой. Данная надпись была сделана не в карточке, а на сигнальном листке и не адресовалась пациенту. Далее по недосмотру регистратора была вклеена в карточку. С коллективом проведена соответствующая беседа, виновные специалисты понесут наказание. Женщина состоит на диспансерном учете, регулярно осматривается врачом, проходит дообследование и ежегодное стационарное лечение".
  3. Администрация больницы принесла извинения пациентке и ее родственникам.

Мой комментарий

  1. Дочь просмотрела медицинскую карту стационарного больного. Сфотографировала т. н. «сигнальный листок». Выложила его в социальной сети или сослалась на содержание нецензурщины. Далее информация пошла гулять по всемирной паутине.
  2. У меня есть понимание состояния дочери, которая получила характеристику своей мамы. Мама – есть мама. Мамы – стареют. Биологические законы пока вспять науке повернуть не удается.
  3. Такая форма медицинской документации, как «сигнальный листок», мне не известна. Но если все разделы медицинской карты стационарного больного заполнены, то не запрещено что-то добавлять в медицинскую документацию.
  4. Нецензурных выражений много – богат русский язык на специфическую лексику. Вместо ненормативной лексики в качестве сигнальной информации могло быть изложено: эмоционально лабильна, не понимает обращенную речь, недержание мочи (кала) и др.

Т. е. описание фактического состояния (поведения) пациента возможно и нужно выполнять медицинскими терминами.

  • «Виновные специалисты понесут наказание»- за что и какое?

По ч.1 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники должны руководствоваться принципами этики. В рассмотренном примере данное требование не выполнено. Мера ответственности - дисциплинарное взыскание: выговор. Увольнение едва ли применят.

  • Что может найти Росздравнадзор? Какие санкции ожидают больницу?

Одним из лицензионных требований медицинской деятельности является надлежащее осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности").

В приказе 785н говорится о том, что внутренний контроль направлен и на обеспечение и оценку соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности.

Ч. 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

В рассматриваемом примере имеет место несоблюдение этических и моральных норм, неуважительное отношение к пациенту со стороны работника медицинской организации.

Задач внутреннего контроля по соблюдению прав граждан:

- не допустить в принципе появление сигнального листка с нецензурщиной;

- если он все же пробил «забор» внутреннего контроля, то должен быть задействован его второй этап – своевременное изъятие сигнального листка.

Поскольку на первое, ни второе не было выполнено – лицензионное требование из Постановления не реализовано (не соблюдено).

Есть основание для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 , а то и ч. 3. ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

3. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как видим - санкции на главного врача (лица, ответственного за внутренний контроль) или больницу весьма значительны, хотя больница может использовать возможности по снижению размера штрафа.

Продолжение

Повод простой: в интернете ничего не исчезает, практически всегда остаются следы…

Нашел первоисточник.

Вот он.

Нецензурные слова в медицинской карте – повод внеплановой проверки Росздравнадзора?

Что имеем по содержанию?

Выезд бригады скорой помощи при ЦРБ в составе фельдшера к пациентке на дом из-за бронхиальной астмы (J45). Судя по оказанной медицинской помощи - снятие приступа медикаментозно, хотя по описанной ситуации: ЧД 25, ЧСС 87 острого состояние не просматривается (впрочем, не моя епархия, могу ошибаться).

Вероятно, вызов бригады скорой не первый раз.

Использованное слово «за@бала» – психоэмоциональная реакция, вероятно, фельдшера на ситуацию регулярного посещения пациентки по схожим случаям, которые по профессиональному подходу (взгляду) не являются скоропомощными.

Перевести слово можно (моя интерпретация) так: «за@бала» - «вызывает сильное личное неприятие ввиду необоснованных вызовов».

Если «отмотать» время назад, то едва ли фельдшер с учетом привлеченного внимания СМИ и Росздравнадзора к случаю стал бы так психоэмоционально реагировать в письменном виде (в устном наедине с сами собою не запрещено  чтобы по образному выражению «выпустить пар»).

Реагировать письменно можно так: отсутствуют медицинские показания для оказания медицинской помощи в экстренной форме.

Но стоит признать, что «задним числом» мы все умны и предусмотрительны...

Для сведения.

Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Административная ответственность по данной статье КоАП РФ наступает в случае, если вызов специализированных служб являлся заведомо ложным и лицо, в отношении которого ведется производство по делу, осознавало, что сообщаемые им сведения не соответствовали действительности, и желало ввести указанные службы в заблуждение.

Вероятно, бригаду вызвала сама пациентка, но доказать, что оно осознавала отсутствие острого состояния и желала, чтобы скорая проехалась «просто так» мне представляется нереальным, тем более, что ранее к ней бригада при аналогичных состояниях выезжала.

В моей памяти вообще не отложилась информация о привлечении кого-то из пациентов по ст. 19.13 КоАП РФ.

Не обладаю статистикой необоснованных вызовов скорой, но она есть…

Какой – либо программы государства по снижению необосованных вызовов скорой нет (не встречался с подобным). Поскольку за выезд скорой платить не надо – экономическая составляющая не ограничивает потребности граждан.

Что может сделать главный врач станции скорой помощи для уменьшения необоснованных вызовов?

  1. На сайте скорой ежемесячно выкладывать информацию о «холостых выездах», сотрудничать с местными СМИ, предоставляя информацию о конкретных состояниях пациентов без признаков нуждаемости в скоропомощности.
  2. Ничего не делать и пояснить персоналу, что «За@бала» писать в медицинской документации не надо – сразу отреагирует Росздравнадзор!

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle