На сайте Росздравнадзора появилось следующее новостное сообщение за 30 августа.
30.08.2022
Росздравнадзор проверит больницу в Алтайском крае, где на медкарте пожилой пациентки написали нецензурные слова
Подобное основание для проверки мне ранее не встречалось. Обычно имеет место: отсутствие медицинской документации (грешит частная медицина), частичное незаполнение, ведение не по установленной форме и прочие нарушения. А тут в медицинской карте стационарного больного - нецензурные слова.
Сразу подумалось: больница, ее штат подобное бы не обнародовали (за исключением, пожалуй, если уволенный работник был очень обижен на своего работодателя). Скорее всего, информация появилась в интернете от кого-то из родственников пациентки.
Нецензурные слова, вероятно, некая реакция медработника на неадекватное поведение пожилого пациента в плане исполнения им врачебных рекомендаций, межличностного общения, физиологических отправлений и прочего, но не в силу умысла женщины, а тех неблагоприятных изменений в психической и телесной сфере, которые фактически неизбежно нарастают с возрастом (89 лет).
В интернете нашел следующие подробности.
Т. е. описание фактического состояния (поведения) пациента возможно и нужно выполнять медицинскими терминами.
По ч.1 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники должны руководствоваться принципами этики. В рассмотренном примере данное требование не выполнено. Мера ответственности - дисциплинарное взыскание: выговор. Увольнение едва ли применят.
Одним из лицензионных требований медицинской деятельности является надлежащее осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности").
В приказе 785н говорится о том, что внутренний контроль направлен и на обеспечение и оценку соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности.
Ч. 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:
1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
В рассматриваемом примере имеет место несоблюдение этических и моральных норм, неуважительное отношение к пациенту со стороны работника медицинской организации.
Задач внутреннего контроля по соблюдению прав граждан:
- не допустить в принципе появление сигнального листка с нецензурщиной;
- если он все же пробил «забор» внутреннего контроля, то должен быть задействован его второй этап – своевременное изъятие сигнального листка.
Поскольку на первое, ни второе не было выполнено – лицензионное требование из Постановления не реализовано (не соблюдено).
Есть основание для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 , а то и ч. 3. ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)
2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
3. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видим - санкции на главного врача (лица, ответственного за внутренний контроль) или больницу весьма значительны, хотя больница может использовать возможности по снижению размера штрафа.
Повод простой: в интернете ничего не исчезает, практически всегда остаются следы…
Нашел первоисточник.
Вот он.
Что имеем по содержанию?
Выезд бригады скорой помощи при ЦРБ в составе фельдшера к пациентке на дом из-за бронхиальной астмы (J45). Судя по оказанной медицинской помощи - снятие приступа медикаментозно, хотя по описанной ситуации: ЧД 25, ЧСС 87 острого состояние не просматривается (впрочем, не моя епархия, могу ошибаться).
Вероятно, вызов бригады скорой не первый раз.
Использованное слово «за@бала» – психоэмоциональная реакция, вероятно, фельдшера на ситуацию регулярного посещения пациентки по схожим случаям, которые по профессиональному подходу (взгляду) не являются скоропомощными.
Перевести слово можно (моя интерпретация) так: «за@бала» - «вызывает сильное личное неприятие ввиду необоснованных вызовов».
Если «отмотать» время назад, то едва ли фельдшер с учетом привлеченного внимания СМИ и Росздравнадзора к случаю стал бы так психоэмоционально реагировать в письменном виде (в устном наедине с сами собою не запрещено чтобы по образному выражению «выпустить пар»).
Реагировать письменно можно так: отсутствуют медицинские показания для оказания медицинской помощи в экстренной форме.
Но стоит признать, что «задним числом» мы все умны и предусмотрительны...
Для сведения.
Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб
Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Административная ответственность по данной статье КоАП РФ наступает в случае, если вызов специализированных служб являлся заведомо ложным и лицо, в отношении которого ведется производство по делу, осознавало, что сообщаемые им сведения не соответствовали действительности, и желало ввести указанные службы в заблуждение.
Вероятно, бригаду вызвала сама пациентка, но доказать, что оно осознавала отсутствие острого состояния и желала, чтобы скорая проехалась «просто так» мне представляется нереальным, тем более, что ранее к ней бригада при аналогичных состояниях выезжала.
В моей памяти вообще не отложилась информация о привлечении кого-то из пациентов по ст. 19.13 КоАП РФ.
Не обладаю статистикой необоснованных вызовов скорой, но она есть…
Какой – либо программы государства по снижению необосованных вызовов скорой нет (не встречался с подобным). Поскольку за выезд скорой платить не надо – экономическая составляющая не ограничивает потребности граждан.
Что может сделать главный врач станции скорой помощи для уменьшения необоснованных вызовов?