Проведенный накануне опрос медиков был нацелен на выявление отношения специалистов к цифровому анкетированию пациентов перед приемом. Изначальные предположения были таковы, что анкетирование поспособствует снижению нагрузки на каждого конкретного врача. Однако с воодушевлением идею приняли лишь около 7% медиков.
Негативные комментарии оказались, по большей части, связаны с опасениями относительно отводимого на прием времени. Его и сейчас в обрез, а после изменений может стать еще меньше.
Тем не менее, опытным путем было выявлено, что медицинские работники нередко сопротивляются нововведениям. И касается это нет только анкетирования. Это данные, собранные на протяжении многих лет. Так, например, раньше врачи были категорически против компьютеризации. А сейчас без компьютера невозможен прием даже в клиниках маленьких городов.
Инициатива по внедрению анкетирования в систему здравоохранения принадлежала Президенту РФ Владимиру Путину. Таким образом глава государства собирался освободить медперсонал от некоторой части административной работы. Первые результаты внедрения анкетирования были сформулированы к 15 сентября этого года.
К этой же дате был проведен опрос, в котором приняли участие почти 2 тысячи врачей. Среди них женщин – 71%, мужчин – 29%. Подавляющее большинство из них трудятся в государственных клиниках (78%), по совместительству работают 12%, в частных клиниках – 10%. При этом, давая ответы на вопросы, большинство медиков (около 80%) уведомили, что в настоящий момент анкетирование пациентов на месте их работы не проводится. Данная практика присутствует в клиниках лишь у 16% опрошенных. При этом лишь 3% из них – это электронное анкетирование. Все остальные случаи производятся на бланках вручную.
Примерно треть медиков считают анкетирование нецелесообразным, так как пациенты долго думают о том, с какой именно проблемой они собираются обратиться. А значит задерживают работу персонала клиники, долго отвечая на несколько простых вопросов. Другая треть отвечающих утверждает, что чаще сталкивается с обратным: пациенты четко и быстро дают ответы, точно формулируют жалобы. При этом почти все медики, говорящие о долгих ответах пациентов, работают именно в государственных клиниках.
Также, около 33 % специалистов обратили внимание, что жалобы на те или иные симптомы пациентов не всегда достоверны. Нередки случаи, что человек, входя в кабинет врача начинает перечислять не только то, что тревожит его, но и симптомы, которые услышал от излишне разговорчивых пациентов в очереди. Это мешает проводить объективную диагностику и может негативно сказаться на последующем лечении.
Именно поэтому около 40% опрошенных врачей высказались против электронного анкетирования. По их мнению, далеко не все пациенты могут грамотно и четко сформулировать свои жалобы и симптомы.
Данного мнения придерживаются порядка 40% терапевтов, педиатров, неврологов, кардиологов и гинекологов.
Робкие голоса «за» отдали чуть больше 30%. И то с той оговоркой, что данные анкет будут сразу поступать в карту пациентов, освобождая их от печатной работы. Без лишних вопросов и условий поддержали инициативу с анкетами лишь 7% отвечающих.
Конечно же, рассматривался и вопрос оптимизации временных отрезков, отведенных на пациентов, которые могут измениться после нововведений. Большинство указало на нехватку времени на взаимодействие пациентом в настоящий момент. После внедрение анкетирования в повсеместную практику его, возможно, станет достаточно. Но если вновь урезать минуты приема, медперсонал снова столкнется с бешеной гонкой со временем.
Есть и врачи, которые уверены, что немалый процент пациентов будет игнорировать анкетирование.
Лишь 7% специалистов уверены, что смогут позволить себе сократить время на прием после внедрения анкетирования в свою практику. А около 2% врачей сошлись на мысли, что после введения анкетирования смогут раньше уходить домой.
И все же большинство медиков уверено, что анкетирование лишь добавит работы, а не сократит ее. Анкету потребуется прочесть, уточнить детали и т.д. Люди будут жаловаться на все подряд, а врач должен проанализировать информацию и понять, что из перечисленного имеет отношение к заболеванию. К тому же, анкетирование не способно восполнить кадровый дефицит, от которого страдает каждая больница.
Надо не забывать и о том, что многие пациенты – это люди преклонного возраста, которые просто не справятся с заполнением анкеты самостоятельно.
Тот вариант, которые пытается повсеместно проникнуть в каждую клинику – не нов. О сборе анамнеза до посещения врача задумывались и раньше, пытались внедрить, но не всегда успешно. Чтобы на этот раз все получилось, требуется четкий алгоритм действий, который будет понятен каждому пациенту. К тому же, в точности сказать, что на практике даст нам электронное анкетирование. Такие данные необходимо начать собирать уже после внедрение его в систему здравоохранения, и попутно совершенствовать, опираясь на мнение пациентов и врачей.