Блог Дмитрия Гаганова
Компания: Ассоциация организаторов здравоохранения в онкологии
Должность: Юрисконсульт

И снова о различении «медицинской помощи» и «медицинских услуг» или дифференциация через взаимодополнение

25.05.2017 00:57 Комментариев: 5 4122
Перефразируя латинское изречение «Habent sua fata libelli» - «у книг есть своя судьба» «и книги имеют свою судьбу», «претерпевают свой рок манускрипты» можем сказать «и у терминов есть своя судьба» - «Habent sua fata termini».

Интересная судьба сложилась у терминов медицинского права, относящихся к основополагающим - «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Их часто используют как синонимы, хотя значение их различно. Иногда употребляют в паре, противопоставляя. Иногда пытаются вообще убрать одного из членов этой пары, говоря о некорректности термина «медицинская услуга».

На одной из видеоконференций специалист с многолетним стажем вообще пытался исключить этот термин из речи своих собеседников, настойчиво налегая на то, что есть только «медицинская помощь», опираясь на то, что в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации» есть лишь «медицинская помощь» и «качество медицинской помощи».

В учебном пособии «Согласие на медицинское вмешательство -…» издательства «СпецЛит» «медицинскую услугу» и «медицинскую помощь» соотносят как частное и общее на манер логических кругов Эйлера («медицинская деятельность» - наиболее широкий круг, «медицинская помощь» - поменьше, «медицинская услуга» - ещё меньше, наименьший же круг, включённый во все остальные – «медицинское вмешательство».

У Тихомирова А.В. в диссертации «Проблемы правовой квалификации вреда здоровью при оказании медицинских услуг» разграничение медицинской помощи и медицинской услуги реализуется через договорную определённость медицинской помощи в составе медицинской услуги, то есть медицинская помощь включается в медицинскую услугу как составная часть. Им же было отмечено, что «медицинская помощь не является объектом гражданских прав».

А возможен ли «третий путь»?

Предположим, что есть понятие «медицинская деятельность» (например, лицензирование медицинской деятельности) как наиболее общее для целей нашего анализа.

Далее предположим, что «медицинская помощь» и «медицинская услуга» являются связанными между собой в единое целое, причём связь между ними такая же, как между правовыми комплексами публичного и частного права.

Частное право представляет собой независимость (автономию) воли отдельных лиц (сделка по определению и согласованию самостоятельности и законченности, определённости по объёму и содержанию комплекса медицинских вмешательств), пределы независимости которой (воли) определены публичным правом, в нашем случае – конституционное право на здоровье и смысл медицинской помощи – поддержание и (или) восстановление здоровья, при этом данные нормы как нормы публичного права должны соблюдаться при любых условиях и не могут быть изменены частными соглашениями (сделками) (по И.В. Гетьман-Павловой «Римское частное право»).

Если пациент без сознания, то ему оказывается медицинская помощь, врач находится с пациентом в публично-правовых отношениях, сделка не может быть совершена, не может быть проявлено волеизъявление на определение объёма и содержания услуг со стороны услугополучателя.

Кстати, смежные проблемы поднимает автор комментария к обзору журнала "Правовые вопросы в здравоохранении". № 5 / 2017 – см. «Алексей Старченко, профессор МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского – автор, на мой взгляд, интересной статьи: «Констатация смерти на дому: оплата в системе ОМС».

Краткое содержание: «констатация смерти до приезда бригады скорой помощи» и «констатация факта смерти» исключают оказание медицинской помощи» - Евгений Колоточник во втором комментарии: «…Но если Алексей Анатольевич исходит из того, что медицинская помощь трупу не оказывается, то он не совсем прав. Трупу не выполняются медицинские вмешательства (манипуляции), имеющие лечебную, реабилитационную направленность..».

То есть на трупе осуществляются медицинские вмешательства, имеющие иную направленность…например – диагностика (в переводе с древнегреческого – «распознавание».

Медицинское вмешательство на трупе с точки зрения юриспруденции имеет публично-правовой характер, поскольку «установление причины смерти является целью диагностики (см. посмертный диагноз), «диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний ... , осуществляемых посредством осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза», умершее физическое лицо остаётся субъектом права (ср. наследственное право), но частно-правовые отношения, то есть те отношения, которые могут быть изменены соглашение лиц между собой невозможны. При этом правовой смысл медицинской деятельности остаётся.

Другой пример – оказание неотложной помощи при угрожающих состояниях (например реакция на анестетик) при оказании медицинских платных услуг стоматологического характера. В любом случае и при оказании медицинской помощи и при получении медицинских услуг пациент и медицинский работник находятся одновременно и в публично-правовых и в частно-правовых отношениях, связь между которыми была проиллюстрирована выше.
Просмотров: 4122 Комментариев: 5 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
25.05.2017 10:52
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
Значит,следуя логике 32-ФЗ, к  трупу медицина никакого отношения уже не имеет))))
Ответить Ссылка 0
25.05.2017 11:58
Интересный подход. Впрочем, могу его дополнить. :)

Медицинская помощь - это действия медицинского работника в чужом интересе без поручения сообразно требованиям ч.1 ст. 980 Гражданского кодекса РФ.  

Медицинская услуга - это действия медицинского работника на основе задания гражданина, как сформировавшегося волеизъявления.
Ответить Ссылка 0
Евгений Колточник
25.05.2017 23:49
По моему мнению, Алексей Валентинович договор на предоставление медицинской помощи по ОМС необоснованно отождествляет с договором поручения, по которому якобы СМО поручает ЛПУ оказывать медицинскую помощь застрахованным гражданам. В соответствии со ст. 971 ГК по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке возникают непосредственно у доверителя. Медицинское учреждение по договору со СМО совершает, во-первых, не юридические действия, во-вторых, оно действует не от имени СМО, а от своего имени, следствием чего является возникновение прав и обязанностей непосредственно у самого медицинского учреждения. Ответственность за нарушение обязательств по договору на предоставление амбулаторно-поликлинической (стационарной) помощи по ОМС при ее оказании возникает также у медицинского учреждения.
К тому же, медицинская помощь далеко не всегда  оказывается в экстренной форме. Кроме того, пациент, которому оказывается медицинская помощь при состоянии, которое исключает возможность получения согласия, не является, по моему мнению, потребителем медицинских услуг. Оказывается медицинская помощь, которая не является услугой. Услуга должна быть заказана.
Ответить Родитель Ссылка 0
Евгений Колточник
25.05.2017 23:19
Медицинская помощь трупу, действительно, не оказывается, поскольку медицинская помощь направленна на поддержание и (или) восстановление здоровья.
Констатация смерти хотя и не является медицинской помощью, но входит в содержание понятия "медицинская деятельность", поскольку, по моему мнению, является одним из видов медицинских освидетельствований. Поэтому констатация смерти, на мой взгляд, должна оплачиваться из средств бюджета. Как любая медицинская деятельность, которая не является медицинской помощью. Но если бригада СМП была вызвана в момент, когда пациент еще был жив, но смерть наступила до прибытия БСМП, то в соответсвии со статьей 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
"Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору", такой вызов БСМП является страховым случаем.
Ответить Ссылка 0
30.05.2017 04:40
Констатация смерти не является медицинским освидетельствованием. Это медицинское мероприятие.
Ответить Ссылка 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.