Блог Игоря Васильева
Компания: НГМУ, г. Новосибирск
Должность: Доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

Могут ли применяться гражданско-правовые нормы о недееспособности к отношениям в сфере здравоохранения, если они противоречат нормам 323-ФЗ

20.02.2020 14:37 Комментариев: 0 2165
Продолжим наш разговор о неопределенностях статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ и попробуем остановиться на вопросах юридической техники.

Для этого мы рассмотрим часть 2 и 3 статьи 20 323-ФЗ. Часть 2 говорит о том, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство даёт один из родителей или иной законный представитель в отношении п. 1 лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона или лица признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство.

Неопределенность данной статьи заключается, во-первых, в том, что подобная конструкция предложения не позволяет с точностью утверждать относится ли фраза "если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство" только к лицам, признанными судом недееспособными либо она распространяет своё действие и на лиц, которые не достигли возраста установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 Федерального закона 323.

Возможна множественная интерпретация.

Если изучать или рассматривать нормы статьи 2 в контексте статьи 3 части 3 статьи 20 Закона 323, то можно сказать, что в этой части законодатель разделяет всё-таки лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста, возраста согласия и лиц, признанных судом недееспособными, оставляя возможность отказаться от вмешательства в зависимости от состояния только за лицами, признанными недееспособными судом.

Кроме того, сама по себе формулировка "если лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство", "если лицо по своему состоянию не способна отказаться от медицинского вмешательства" абсолютно не определённа.

Что значит не способно дать согласие и не способно отказаться от медицинского вмешательства?

Это обозначает то, что лицо не может сказать согласно оно или нет, или не может расписаться в бумаге, таким образом, подтвердив свое письменное Согласие или отказ, либо лицо не способно отдавать отчет своим действиям или руководить своими действиями и не может оценить полученную информацию?

Данная формулировка не позволяет определить о чём говорит Законодатель.

Кроме того, на мой взгляд подобная формулировка как раз и порождает возможность юридического произвола, так как не понятно кто и в каком порядке будет устанавливать способен или неспособен субъект дать Согласие на вмешательство или нет, способен или неспособен он отказаться от медицинского вмешательства.

Для лиц, которые принимают решение о медицинском вмешательстве, такая двойственность недопустима.

Данная ситуация приводит к произвольному толкованию объема дееспособности субъекта, которого суд признал недееспособным.

В 2012 году была дискуссия по поводу объема дееспособности недееспособных, которая закончилась Постановлением Конституционного суда номер 15-П от 27 июня 2012 года. В этом Постановлении Конституционный суд признал частично не соответствующими Конституции нормы Гражданского кодекса, в которых отсутствовала дифференциация правовых последствий признания гражданина недееспособным.

Но там шла речь именно о судебном усмотрении. После этого были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ.

Но если суд признал гражданина недееспособным, то последний не может своими действиями реализовывать свои права. Законодательно предусмотрен только судебный путь восстановления дееспособности.

Данная конструкция порождает огромную неопределенность, порождает возможность нарушения прав и свобод пациентов и порождает неопределенные обязанности медицинских работников.

Данная неопределенность усугубляется еще и тем, что статья 3 323-ФЗ гласит:
Ч. 2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
Ч. 3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Правосудие норм.jpg
Исходя из этого неочевидно - могут ли применяться гражданско-правовые нормы о недееспособности к отношениям в сфере здравоохранения, если они противоречат нормам 323-ФЗ?
Просмотров: 2165 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.