Декларация о правах пациентов в России

Проект для обсуждения на Первом всероссийском конгрессе пациентов.

Настоящая Декларация о правах пациентов в России разработана на основе:

· Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (принята Европейским совещанием по правам пациента, Амстердам, Нидерланды, март 1994),

· Европейской хартии прав пациентов (разработана рабочей группой представителей государств-членов ЕС, проект обсужден в Риме 7 сент. 2002 г. при поддержке Инициативы Active Citizenchip Network и European Charter of Patients Right);

· Хартии основных прав Европейского Союза[1];

· законодательстве и нормативно-правовых актах Российской Федерации;

· теории и практики охраны здоровья, медицинской помощи и защиты прав пациентов в России, -

и принята Первым всероссийским конгрессом пациентов 28 мая 2010 года в Москве.

Преамбула

Несмотря на конституционные и законом данные права пациентов России, различные условия и барьеры продолжают ограничивать доступ многих людей к необходимой медицинской помощи, что приводит к ухудшению их здоровья и преждевременной смерти. Невозможно мириться с тем, что права, установленные законами, не соблюдаются, тем более что руководством страны объявлен курс на создание правового, социально ориентированного государства. Государство и общество должны находить механизмы взаимодействия и взаимопонимания, которые позволят решать проблемы, как отдельных граждан, так и больших групп населения. Эти механизмы должны включать в себя неукоснительное соблюдению прав, что достижимо только при открытом диалоге, направленном, в частности, на наиболее эффективное использование ресурсов здравоохранения и оптимизацию расходов.

Настоящая Декларация базируется, как на основании российского законодательства, так и учитывает самые современные мировые достижения в области прав пациентов. Четырнадцать основных прав – это права: на профилактику болезней, доступность медицинской помощи, информацию, информированное согласие, свободу выбора, частную жизнь и конфиденциальность, уважение времени пациента, выполнение стандартов качества медицинской помощи, безопасность, инновации, исключение боли и страданий, индивидуальное лечение, жалобы и компенсации. К этим четырнадцати правам следует добавить еще два права: право родных и близких пациента на информацию и принятие решений в отдельных ситуациях, а так же право пациента на защиту.

Настоящая Декларация выражает консолидированное мнение гражданского общества о необходимости принятия в России мер по созданию более совершенных механизмов реализации прав пациентов, улучшению правовых норм и механизмов защиты прав. Основой этих процессов должна быть максимальная открытость. Ни одно решение, способное повлиять на систему охраны здоровья, не должно приниматься государством без общественных слушаний.

Декларация обращается к гражданскому обществу, институтам государства и ко всем тем, кто может своими действиями содействовать защите или реализации этих прав. Поскольку Декларация отражает сегодняшнюю российскую действительность и касается современного развития медицинского обеспечения, возможно, в будущем она будет перерабатываться и развиваться.

Реализация положений Декларации должна стать приоритетной задачей любых объединений активных граждан, которые занимаются вопросами прав пациентов, но она обращается также к специалистам здравоохранения, к администраторам, государственным органам, законодателям и правоохранительным органам.

Первый всероссийских конгресс пациентов и обществ пациентов считает необходимым принять настоящую Декларацию о правах пациентов в России для принятия государством изложенных в декларации норм, приведения политики и законодательства в соответствие с ними.

Часть 1. Права пациентов

1.1.Право на профилактические мероприятия

Каждый человек имеет право на необходимые и своевременные мероприятия для предупреждения болезней.

Учреждения здравоохранения обязаны преследовать эту цель, при этом они должны вести разъяснительную работу среди населения, обеспечивать регулярное проведение бесплатных мероприятий для различных уязвимых групп населения, обеспечивать доступность результатов научного поиска и технологических инноваций для всех граждан.

Государство должно вести ответственную политику в сфере обоснованности профилактических мероприятий, адекватно и обосновано оценивая соотношение опасности профилактической кампании и реальной опасности заболевания для общества.

1.2. Право на доступность медицинской помощи

Каждый человек имеет право на доступность медицинских услуг, необходимых для его здоровья.

Каждый человек имеет право на необходимое и своевременное лечение.

Каждый человек имеет право на неотложную амбулаторную или стационарную медицинскую помощь.

Система здравоохранения должна обеспечивать одинаковую доступность для всех граждан – без дискриминации на почве финансовых средств, места проживания, вида болезни или времени обращения за медицинской помощью.

Система здравоохранения должна не допускать появления заболеваний, а при возникновении устранять их в максимально ранней стадии развития.

Государство должно устранить барьеры к медицинской помощи в виде платности в государственных и муниципальных учреждениях, полисов ОМС, места жительства и иных подобных условий.

Лекарственное обеспечение жизненно важными и необходимыми лекарственными средствами должно быть бесплатным. При этом государство должно принять меры к тому, чтобы на рынке лекарств не было препаратов с недоказанной эффективностью и безопасностью.

Человек, страдающий редкой болезнью, имеет такое же право на необходимое лечение и лекарственные средства, как люди с распространенными заболеваниями.

1.3. Право на информацию

Каждый человек имеет право на доступ к информации о состоянии его здоровья, здравоохранении и возможностях использования системы здравоохранения, обо всех применяемых в медицинской практике методах и средствах. Эта информация должна быть основана на результатах соответствующих исследований и технологических инновациях.

Исполнители медицинских услуг и специалисты здравоохранения обязаны предоставлять пациентам полную информацию о правах пациентов.

Органы здравоохранения, исполнители медицинских услуг и специалисты здравоохранения должны предоставлять необходимую пациенту информацию по его требованию или просьбе в ходе реализации пациентом его прав, при этом следует учитывать религиозные, этнические и языковые особенности пациента.

Информация не может быть предоставлена гражданину против его воли. Письменная форма информирования не должна заменять общение врача и пациента. Информация не может предоставляться пациенту в грубой форме или в виде одолжения, пациент имеет право на уважительное и гуманное к себе отношение.

Исполнитель медицинских услуг и медицинский персонал должны общаться с пациентом на языке, который он понимает, и таким образом, чтобы сказанное было понятно человеку без медицинского образования.

Система здравоохранения должна сделать информацию легко доступной, снять бюрократические барьеры в сфере доступа к информации, обучать исполнителей медицинских услуг информированию, изготавливать и распространять информационные материалы.

Каждый пациент имеет право на ознакомление со своей медицинской картой и другой медицинской документацией, а также право копировать эту документацию, задавать вопросы по ее содержанию и требовать исправления возможных ошибок.

Каждому пациенту должно быть предложено поставить подпись в медицинских документах об ознакомлении с записями в них врача или о согласии (несогласии) с предложенным медицинским вмешательством.

Каждый пациент больницы (стационара) имеет право на непрерывное и основательное информирование.

Каждый человек имеет право на прямой доступ к информации о научных исследованиях, возможностях фармакотерапии и технологических инновациях. Такая информация может предоставляться из общественных или частных источников, если она отвечает критериям достоверности, надежности и прозрачности.

1.4. Право на согласие

Каждый человек имеет право на доступ ко всей информации, позволяющей ему полноценно участвовать в решениях, касающихся его здоровья и предстоящей медицинской помощи; такая информация является условием проведения всех методов лечения, включая участие в научных исследованиях.

Исполнитель медицинских услуг и специалисты здравоохранения обязаны по требованию или просьбе пациента подробно информировать его о предлагаемом лечении или операции и связанных с ними рисках и осложнениях, побочных эффектах, альтернативах. Это информирование должно производиться своевременно (минимум за 24 часа до начала лечения), чтобы пациент мог активно участвовать в терапевтических решениях, касающихся его здоровья.

Во всех ситуациях, когда согласие после информирования должен дать законный представитель и родственник, пациента следует по возможности привлекать к решению, касающемуся его лично, независимо от того, идет ли речь о несовершеннолетнем или о взрослом с ограниченными способностями понимать информацию и принимать решение.

Согласие пациента следует получать только на основе этих принципов.

Пациент имеет право отказаться от предложенного вмешательства, а также изменить свое мнение в ходе лечения и отказаться от его продолжения.

1.5. Право на свободу выбора

Каждый человек имеет право на основании необходимого информирования свободно выбирать между различными методами лечения и исполнителями медицинских услуг.

Пациент имеет право на основании данных ему врачом рекомендаций определять, какие диагностические исследования и методы лечения будут ему проводить, а также свободно выбирать своего лечащего врача или медицинскую организацию.

Система здравоохранения обязана гарантировать это право, а именно информировать пациентов о различных организациях и врачах, которые осуществляют определенные методы лечения, и об их результатах. Медицинские организации и врачи не должны препятствовать реализации данного права. Если пациент не доверяет своему врачу, он имеет право обратиться к другому.

В ходе выбора метода лечения, врача или медицинской организации пациент имеет право получить, как минимум, мнение еще одного врача («второе мнение»), а также имеет право на консилиум.

Информация о работе медицинских организаций должна быть доступной, включая сравнительный анализ качественных показателей между учреждениями одного профиля, когда это возможно (рейтинги). Так же должна быть доступна информация о квалификации и результатах работы медицинского персонала.

1.6. Право на личную жизнь и конфиденциальность

Каждый человек имеет право на конфиденциальность персональных данных, включая информацию о состоянии его здоровья и возможных диагностических и терапевтических методах, а также на защиту личной жизни во время проведения исследований, визитов к врачам и в ходе лечения в целом.

Все данные и информация о состоянии здоровья человека и медицинских мероприятиях, которым он подвергается, следует рассматривать как личные данные и соответственно защищать.

Общение и лечение должно проходить в соответствующей конфиденциальности обстановке и в присутствии только абсолютно необходимых персон. Пациент должен дать согласие на присутствие других персон или сам просить об этом присутствии.

1.7. Право на уважение времени пациента

Каждый человек имеет право получить необходимое лечение быстро и в установленное время. Это право касается любой фазы лечения. Несвоевременное оказание медицинской помощи следует рассматривать, как неоказание медицинской помощи.

Система здравоохранения обязана на основе стандартов и в зависимости от срочности случая, определить время ожидания, в течение которого должны быть оказана определенная медицинская помощь.

Разрабатываемые стандарты и порядки оказания медицинской помощи должны содержать сроки и продолжительность оказания медицинской помощи.

Система здравоохранения должна обеспечить доступ каждому пациенту к необходим ему услугам, и в случае наличия листа ожидания обеспечить немедленное включение в него данного пациента.

Каждый пациент имеет право, по запросу и при условии соблюдения норм защиты персональных данных, ознакомиться с листом ожидания.

Если система здравоохранения не в состоянии предоставить услуги в необходимый установленный срок, государство должно обеспечить возможность воспользоваться альтернативными услугами сравнимого качества. При этом все затраты пациента должны быть компенсированы в приемлемые сроки без привлечения судебной системы.

Врачи должны посвящать своим пациентам достаточно времени, в том числе для информирования.

1.8. Право на соблюдение стандартов качества

Каждый человек имеет право на доступ к качественной медицинской помощи на основе утверждения и соблюдения стандартов. Стандарты должны содержать такой уровень качества медицинской помощи, который позволяет добиться максимально возможного излечения или недопущения болезни.

Право на качественную медицинскую помощь требует, чтобы учреждения и специалисты здравоохранения обеспечивали достаточный уровень профессиональных мероприятий, комфорта и человеческих отношений. Это предусматривает точное формулирование и соблюдение стандартов качества, которые должны утверждаться по процедуре общественного консультативного обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, регулярно перепроверяться и оцениваться.

1.9. Право на безопасность

Каждый человек имеет право на непричинение вреда здоровью вследствие недостатков медицинской помощи, дефектов врачебной деятельности и врачебной ошибки и право на доступ к медицинской помощи, отвечающей высоким стандартам безопасности.

Чтобы гарантировать это право, больницы и учреждения здравоохранения должны постоянно контролировать и подтверждать, что медицинская техника работает должным образом, а обслуживающий персонал хорошо обучен. Специалисты здравоохранения должны взять на себя полную ответственность за безопасность всех этапов и составляющих частей медицинского вмешательства.

Врачи должны быть в состоянии не допускать возможных ошибок, благодаря непрерывному усовершенствованию и наблюдению прецедентов, для чего государство создает необходимые условия, включая достойную заработную плату и положение врача в обществе. Медицинский персонал, который указывает начальству и/или коллегам на риски или дефекты, должен быть защищен от негативных последствий.

Государство должно принимать эффективные меры для государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Государство должно принимать жесткие меры к нарушителям в сфере безопасности пациентов. Государство не должно допускать циркуляции недостоверной информации, вводящей пациентов в заблуждение о свойствах товаров или услуг, как это происходит повсеместно с биологически активными добавками, различными «околомедицинскими приборами» и изделиями.

1.10. Право на инновации

Каждый человек имеет право на доступность инновационных методов, включая диагностические, независимо от экономических или финансовых соображений.

Система здравоохранения обязана стимулировать и поддерживать биомедицинские исследования, обращая особое внимание на редкие болезни.

Результаты исследований следует подобающим образом распространять и внедрять, делая новые технологии доступными в наиболее короткие из возможных сроки.

1.11. Право на исключение боли и страданий

Каждый человек имеет право на то, чтобы в каждой фазе его болезни принимались все возможные меры по недопущению страданий и боли.

Система здравоохранения обязана принять для этого все целесообразные меры, например, располагать паллиативным лечением и облегчать доступ пациента к нему.

Государство должно выстроить эффективную систему обеспечения обезболивающими препаратами амбулаторных больных.

1.12. Право на индивидуальное лечение

Каждый человек имеет право на планирование диагностики и лечения, которые настолько, насколько это возможно, соответствовали бы его личным потребностям. При этом разрабатываемые стандарты должны позволять врачу делать обоснованные индивидуальные назначения.

Система здравоохранения в этих целях должна обеспечить, чтобы было возможно гибкое, по возможности индивидуальное планирование, а экономические критерии не получали бы преимущества перед правом на необходимую медицинскую помощь.

1.13. Право на жалобы и претензии

Каждый человек имеет право высказать или подать претензию или жалобу и право получить на них ответ.

Система здравоохранения должна обеспечить реализацию этого права, при этом государство должно информировать пациентов с помощью специальных организаций об их правах и дать им возможность распознавать нарушения и подавать претензии или жалобы в соответствующей форме.

На любые жалобы или претензии органы здравоохранения и медицинские организации должны подробно отвечать в течение адекватного ситуации срока, но не более срока, установленного законом. В случае если здоровью или жизни человека что-либо угрожает, ответ должен даваться без промедления.

Претензии должны представляться по стандартной процедуре и при поддержке независимых комитетов и/или общественных организаций и не должны ограничивать право пациента на юридические действия или альтернативные способы разрешения споров.

1.14. Право на возмещение ущерба

Каждый человек имеет право на соответствующее и достаточно скорое возмещение вреда, если ему действием (бездействием) медицинской организации был нанесен имущественный или моральный ущерб.

Учреждения здравоохранения должны гарантировать возмещение независимо от степени тяжести и причины ущерба (от чрезмерного времени ожидания до врачебной ошибки), в том числе если не удается установить, кто именно из оказывавших медицинскую помощь лиц в конечном счете за него ответственен.

В случае возникновения вреда здоровью или жизни гражданина при оказании медицинской помощи исполнитель должен возместить вред, если не докажет, что его действия соответствовали требованиям законов, нормативных актов, условиям договора, а при отсутствии таковых – обычно предъявляемым требованиям, и если имеются основания полагать, что выявленное несоответствие связано с наступившим вредом, как единственная или одна из его причин.

В случае возникновения вреда здоровью или жизни гражданина при обращении за получением медицинской помощи, притом, что исполнителем медицинских услуг не были совершены действия, соответствующие требованиям законов, нормативных актов, условиям договора, а при отсутствии таковых – обычно предъявляемым требованиям (бездействие), исполнитель возмещает вред, если имеются основания полагать, что выполнение соответствующих действий могло предотвратить возникший вред

1.15. Права родственников пациента

Права родственников пациентов, по существу, направлены на наиболее полную и защищенную реализацию прав пациентов, а потому являются их частью.

В случае, если пациент не может в явной форме выразить свою волю о предстоящем вмешательстве или имеются основания полагать, что информация воспринимается им не адекватно, исполнитель медицинских услуг предпринимает все необходимые усилия для выяснения воли хотя бы одного из родственников пациента или близкого ему лица, если время, затраченное на такое выяснение, не угрожает здоровью или жизни пациента. В ходе такого выяснения родственнику или близкому лицу пациента предоставляются те же права в отношении пациента, что предоставлены самому пациенту.

В случае противоречия во мнениях родственников пациента о предстоящем вмешательстве, врач вправе сам делать выбор о предстоящем лечении, руководствуясь интересами пациента.

Родственники и близкие пациента вправе находиться рядом с ним в любом медицинском учреждении в любое время, если это не мешает другим пациентам.

В случае смерти пациента, его родственники имеют право знакомиться с оригиналами и получить копии всех медицинских документов, включая результаты патолого-анатомических исследований.

1.16. Право на защиту

Каждый пациент имеет право на защиту всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Для осуществления гарантий государство должно иметь механизмы и инструменты защиты, среди которых:

· уполномоченный по правам пациентов в России при Президенте России, задача которого информирование пациентов об их правах, право на истребование копий медицинских документов, юридическое консультирование пациентов и их близких, работа с жалобами и обращениями, организация досудебных разбирательств, обращение в правоохранительные органы и суды;

· здравоохранная прокуратура – специализированная прокуратура в сфере охраны здоровья и медицинской помощи;

· общества пациентов, которые должны быть наделены правами не меньшими, чем имеют общества по защите прав потребителей в России.

Часть II. Права граждан на активность

1. Права граждан на активность

Содержащиеся в этой Декларации права относятся не к «гражданам», а к «людям» (индивидуумам), так как основные права, приведенные в первой части, не связаны с понятием гражданства. Тем не менее, каждый человек, который действует в защиту своих прав или прав других лиц, является «активным гражданином государства». Поэтому в данной части применяется термин «гражданин».

Чтобы содействовать реализации перечисленных выше прав пациентов и контролировать их соблюдение, должны быть использованы некоторые гражданские права. В своем большинстве они касаются различных организованных групп граждан (пациентов, потребителей, а так же фондов, консультативных учреждения, групп самопомощи, организаций добровольцев и т.д.), которые выполняют уникальную роль поддерживать и придавать силы отдельным индивидуумам при защите их прав. Эти права связаны с правом на свободу деятельности общественных объединений, закреплены в ст. 30 Конституции РФ.

2. Право на деятельность в интересах общества

Граждане, как частные лица и как члены объединений, имеют право на действия по защите прав на медицинскую помощь, как отдельных лиц, так и их групп.

В обязанности органов власти и других участников входит поддержка и стимулирование такой активности.

Право на деятельность для представления интересов пациентов

Граждане имеют право на действия по защите прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, в частности

а. право на свободное передвижение людей и информации в государственном и частном здравоохранении, в той мере, в которой это допускает уважение частной жизни;

б. право контролировать на практике соблюдение прав граждан в здравоохранении посредством контрольных и ревизионных мероприятий;

в. право на действия по предупреждению нарушений прав или недостаточной защиты прав;

г. право на прямое вмешательство при нарушениях прав или недостаточной защите прав;

д. право на передачу информации и предложений и вытекающую отсюда обязанность органов управления, ответственных за государственное или частное здравоохранение, рассматривать и отвечать на них;

е. право на открытый диалог с органами управления государственным и частным здравоохранением.

3. Право на участие в формировании политики в области охраны здоровья

Граждане имеют право на участие в формировании, преобразовании и оценке государственных политических мероприятий, касающихся защиты прав на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со следующими принципами:

а. принцип двустороннего взаимодействия между гражданами и органами государственного и муниципального управления при составлении перспективных планов;

б. принцип обязательности общественных слушаний и консультаций на этапах планирования и принятия решений с обязанностью органов власти прислушиваться к предложениям общественных организаций и иных заинтересованных лиц, которые вправе выражать свое мнение по поводу готовящихся решений. Органы власти обязаны объяснять свои решения, отклоняющиеся от выраженного мнения участниками обсуждений;

в. принцип партнерских отношений, который означает, что все участники обсуждения политики действуют с полной ответственностью и равноправно;

г. принцип совместной оценки, который означает, что результаты действий общественных организаций рассматриваются, как необходимая часть инструмента оценки государственных политических мероприятий.

Часть III

Рекомендации по имплементации Декларации

Распространение и применение содержания этой Декларации должно реализоваться на всех уровнях: общероссийском, уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Информация и образовательная деятельность

Для информирования и обучения граждан и работников здравоохранения Декларацию необходимо представлять в средствах массовой информации, медицинских организациях, школах, вузах и во всех других местах, где обсуждается тема гражданского общества, правового государства, защиты прав граждан и пациентов и т.п.. Особое внимание следует при этом уделять обучающим и образовательным мероприятиям для врачей, среднего персонала и других работников здравоохранения.

Поддержка

Среди работников здравоохранения и общественных организаций можно проводить агитацию за поддержку и признание Декларации. При этом должны устанавливаться особые преференции и обязательства учреждений здравоохранения и специалистов, работающих в системе здравоохранения, которые признали Декларацию.

Надзор

Декларация может использоваться группами граждан, средствами массовой информации и независимыми органами в качестве основы для оценок и надзора за ситуацией с правами пациентов в России. Могут публиковаться регулярные отчеты, чтобы повысить чувствительность общества по отношению к правам пациента и определять новые цели.

Защита

Декларация может использоваться, чтобы вызвать действия по защите прав пациентов, нарушение которых необходимо предотвратить, а также для восстановления прав, которые были нарушены. Такие мероприятия могут проводиться общественными организациями, институтами или комиссиями/комитетами, такими как, например, уполномоченные по правам пациентов, этические комитеты, комиссии по альтернативному улаживанию споров, мировыми судьями или судами, здравоохранной прокуратурой. В этих целях следует применять институты/организации, процедуры и инструменты из «российского правового пространства».

Диалог

Исходя из содержания Декларации, можно вести диалог среди заинтересованных сторон, чтобы вырабатывать программы и мероприятия по защите прав пациентов. Такой диалог должен состояться между общественными организациями, государственными органами власти, муниципальными и частными организациями здравоохранения, а также профессиональными объединениями и профсоюзами.

Предоставление бюджета

Полноценная реализация прав, отраженных в настоящей Декларации, не всегда связана с затратами бюджета.

Государство должно определить тот спектр прав, который должен поддерживаться за счет государственного или муниципального бюджета, а для более полной реализации остального спектра прав должно создать иные условия их реализации.

Государство должно финансировать медицинскую помощь наиболее эффективными способами, позволяющими добиться наибольшего эффекта от лечения.

Государство также финансирует программы и механизмы по защите прав пациентов.

Законодательство

Зафиксированные в Декларации права могут полностью или частично вводиться в российские законодательные и нормативно-правовые акты, чтобы сделать реализацию и защиту прав пациентов обязательной частью государственной политики.

Государству надлежит разработать и принять совместно с общественными и иными заинтересованными организациями законодательство о правах пациентов и их защите с учетом положений настоящей Декларации.

[1] 30 марта 2010 г. Европейский Парламент, Совет и Комиссия ЕС приняли новую версию Хартии основных прав человека Европейского Союза (документ 2010/С 83/02, опубликован в Официальном бюллетене ЕС, № 83 за 2010 г.), по тексту «Хартия-2010».


Назад в раздел