
У депутатов на рассмотрении находится законопроект, позволяющий посещать пациентов реанимационного отделения близкими людьми
Второе чтение законопроектов Госдумой прошло 16 мая. Тогда же рассмотрен проект об открытии реанимационного отделения для ограниченного по времени посещения тяжелобольных их членами семьи. Планировалось внести изменения в статьи 14 и 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
К Президенту России в «прямой линии» обращался известный актер, Константин Хабенский. Он высказал просьбу граждан разрешить близким пациентам людям посещать их в реанимационном отделении. В ответ на обращение по поручению президента Минздрав разработал специальную памятку для посетителей реанимаций. Но в ней регламент общего характера, она не дает полной картины о том, как посетителям следует вести себя в таких случаях.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин поддержал эту необходимость: «Часто вопрос жизни пациента идет на часы. Таким людям необходимо предоставить возможность попрощаться с близкими родственниками. Даже если он не в сознании, у членов семьи и друзей тоже есть право попрощаться с больным».
Сейчас посещение реанимационных пациентов относится к прерогативе руководителей учреждений здравоохранения. Они на свое усмотрение принимают решение, исходя из ситуации, пропускать к больному родственников или нет. Практика показывает, что чаще всего близкие люди пациентов сталкиваются с запретами.
Вопрос оказался спорным. Выступивший со стороны медиков, Дмитрий Морозов, председатель комитета Госдумы по охране здоровья, утверждает, что нет необходимости пропускать в отделение реанимации и интенсивной терапии родственников пациентов. Он задавал уместный вопрос о том, какие именно отделения имеются в виду, потому что их большое количество и все они разной направленности.
Например, он считает, что категорически запрещено впускать членов семьи к роженицам, проходящих терапию в реанимации. Или же, по словам Морозова, совершенно невозможным представляется посещение посторонними лицами стационарного отделения инфекционной реанимации. Спикер предложил жестко регламентировать часы и правила посещений.
После длительных споров, поправки были сделаны, но только тогда, когда был найден компромисс. Дмитрий Морозов согласился, что предлагаемые изменения звучат в унисон с нуждами общественности, но настаивал на тонкой настройке мельчайших деталей в вопросах организации медиками посещений родственниками реанимационных больных.
Ему вторил другой спикер – Николай Герасименко. Исследовательской группой было проведено на эту тему 5 заседаний. Было установлено, что свыше 95% реанимаций из всех рассмотренных, успешно справляются с задачей обеспечения контактирования с больными. Медучреждения на свое усмотрение определяют длительность часов посещений, а правила регламентируются внутренним распорядком.
«Необходимо продумать все детали, до тончайших мелочей, – считает один из авторов проекта, академик и член комитета Госдумы по охране здоровья депутат Николай Герасименко. – Пускать родственников вообще необязательно. Но если возникает такая необходимость, то врачи обязаны проверить посетителей на предмет наличия или отсутствия высокой температуры у них, инфекции, других опасных симптомов. И тогда только пропускать к реанимационным пациентам. Нельзя из реанимации делать проходной двор. Нужно учесть все проблемы, какие могут возникнуть при таких посещениях, а также, установить жесткие правила посещений».
Самое главное - государство обратило внимание на эту проблему и к ее решению депутаты продвигаются уверенными шагами. Если проект примут окончательно, то пропускать родственников к пациентам отделения реанимации или интенсивной терапии, будет обязанностью больницы. Чтобы такая возможность возникла у медицинского учреждения, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, организовать такие посещения без ущерба деятельности медиков, с учетом общепринятых Министерством здравоохранения России правил и требований.