Арбитражный суд Приморского края отказал ЦРБ в признании незаконным акта ТФОМС

09.06.2020 00:43
576

В судебном заседании подтвердились доводы ТФОМС о нецелевом расходовании больницей почти 2 миллионов рублей на оборудование, которые следует вернуть в бюджет

В Арбитражный суд Приморского края обратилось КГБУЗ «Михайловская центральная районная больница» с заявлением к региональному ТФОМС, в котором просило один из пунктов акта, составленного фондом, признать недействительным. Данным пунктом неправомерно восстановлены расходы на арендную плату в сумме 1 804 474 рублей с уплатой штрафа 10%, однако, по мнению больницы, указанные расходы уже предусмотрены тарифом на оплату лечения. В представленных больницей контрактах согласовано, что оборудование может перейти в собственность медучреждения только после полной оплаты выкупной цены. Вместе с тем, величина выкупной цены медоборудования в соглашениях не фигурирует, а затраченные 1 804 474 рубля следует квалифицировать именно как оплату аренды. Больница отметила, что все финансы, полученные в рамках ОМС, она использовала точно с их целевым назначением.

Фонд с обозначенным мнением больницы не согласился, отметил, что имеющиеся контракты необходимо оценивать как смешанные, одновременно имеющие условия аренды и купли-продажи. Выкупная цена оборудования равна арендной плате за весь период пользования оборудованием, то есть она учтена в совокупном размере всех периодических взносов. Поскольку обоими контрактами предусмотрена выкупная цена медизделий свыше 100 тыс. рублей за штуку, установленных законом для максимально допустимой цены основных средств, то допущенная больницей трата 1 804 474 рублей не включается в состав тарифа на оплату лечения в рамках базовой и территориальной программ ОМС. По этим доводам спорные расходы являются нецелевыми и подлежат восстановлению с уплатой штрафа в размере 100% от всей суммы.

Рассмотрев представленные документы и позиции спорящих сторон, суд установил:

  • ТФОМС проведены контрольные мероприятия по вопросу расходования полученных больницей бюджетных денег в рамках ОМС, результаты которых оформлены оспариваемым актом;
  • в ходе проверки установлено, что больница заключила с коммерческими фирмами два контракта на аренду лечебного оборудования, ввод его в работу, обучение правилам работы специалистов, с дальнейшим возникновением права собственности на оборудование у арендатора;
  • арендная плата по первому контракту (449 474 рублей) уплачена больницей полностью за счет средств ОМС, по второму контракту арендная плата в сумме 1 980 000 рублей уплачена полностью, в том числе за счет средств ОМС 1 355 000 рублей, 625 000 рублей – за счет средств краевого бюджета, с коммерческими фирмами подписаны передаточные акты на оборудование;
  • ТФОМС посчитал, что включение больницей расходов на арендную плату, приобретение основных средств (медицинских изделий и оборудования) в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ ОМС нарушает часть 7 статьи 35 ФЗ от 29.11.2010 № 326 «Об ОМС»;
  • в заключительную часть оспариваемого акта включено требование о восстановлении больницей расходов, использованных не по целевому назначению, в том числе по указанному эпизоду в сумме 1 804 474 рублей и уплате соответствующей суммы штрафа по спорному эпизоду за использование не по целевому назначению средств;
  • п. 1, 2 ст. 19 ФЗ от 16.07.1999 № 165 «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами. Нецелевое расходование денежных средств не допускается и влечет за собой ответственность;
  • ФЗ № 326 регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в котором определено, что ОМС – это вид обязательного социального страхования, одним из принципов которого является обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи;
  • медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь в рамках ОМС, при этом указанные средства они обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;
  • тарифы на оплату лечения рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой. Непосредственно сам тариф устанавливается тарифным соглашением, а базовая программа ОМС определяет, в том числе, структуру тарифа;
  • из анализа действующих норм права следует, что структура тарифа определяется как базовой, так и территориальной программой ОМС на территории конкретного региона и, соответственно, расходование средств ОМС должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым;
  • согласно ч. 7 ст. 35 Закона № 326 структура тарифа включает расходы на арендную плату за пользование имуществом, Данной нормой также предусмотрено, что расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) могут быть включены в структуру тарифа только в случае стоимости основного средства до 100 тыс. рублей за единицу – аналогичные нормы установлены и нормативными актами региона;
  • исходя из вышеизложенного, расходы, не предусмотренные территориальной программой ОМС, не подлежат включению в структуру тарифа и, соответственно, не могут быть осуществлены за счет средств ОМС;
  • вменение ТФОМС больнице нецелевого использования средств ОМС основано на выводе о том, что приобретение основных средств на сумму более 100 тыс. рублей по контрактам, которые являются смешанными договорами, содержащими в себе элементы договора аренды и договора купли-продажи – вышеуказанными контрактами предусмотрено условие перехода права собственности на оборудование больнице по истечении срока аренды;
  • факт приобретения арендованного медицинского оборудования и его переход в собственность подтверждается предоставленными больницей в ходе проверки документами;
  • по общему правилу, закрепленному в статье 622 ГК, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество, исключением является статья 624 ГК, которая допускает возможность перехода права собственности и определяет условия перехода права собственности на арендованное имущество арендатору;
  • проанализировав условия контрактов и сложившиеся между их сторонами правоотношения, суд сделал вывод, что заключение соглашений было направлено исключительно на приобретение больницей основных средств;
  • право собственности на оборудование перешло больнице на основании ст. 624 ГК, следовательно, договор аренды с правом выкупа не является договором аренды в чистом виде, его следует рассматривать как смешанный договор, содержащий в себе элементы договора аренды и договора купли-продажи;
  • учитывая, что в соглашениях отсутствует указание на выкупную цену оборудования по истечении срока аренды, то она формируется из указанных в контрактах ежемесячных цен арендной платы, что в общей сумме соответствует 449 474 рублей и 1 980 000 рублей;
  • таким образом, выкупная стоимость приобретаемого оборудования накапливается до окончания договора аренды, после этого из нее формируется первоначальная стоимость имущества, полученного в собственность. Следовательно, выкупная стоимость оборудования учтена в общей сумме арендных платежей;
  • после выкупа объекта аренды больницей на основании Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, расходы на приобретение предмета аренды должны быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и подлежат оплате за счет средств ОМС только в случае, когда выкупная стоимость не превышает 100 тыс. рублей за единицу;
  • расходы на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу, не предусмотренные структурой тарифа, подлежат оплате за счет средств бюджетных ассигнований краевого бюджета или средств, полученных от оказания платных медицинских услуг;
  • таким образом, больница, заключив спорные контракты с условием перехода права собственности на оборудование по истечении срока аренды стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу, и произведя расходы по исполнению контрактов за счет средств ОМС, допустила нецелевое использование средств на общую сумму 1 804 474 рублей;
  • по ст. 39 Закона № 326 использованные не по целевому назначению средства подлежат возвращению в бюджет ТФОМС.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд счел, что оспариваемый пункт акта соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы больницы в сфере предпринимательской деятельности. В этой связи суд решил в удовлетворении заявления отказать.

Решение в законную силу не вступило.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle