В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Мурманской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АСД МС" к административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. по делу N А42-1161/2016
Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2016.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Холодковой Ю.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Мурманской области (пр. Кольский, д. 1, г. Мурманск; ОГРН 1025100839125, ИНН 5190109972) к обществу с ограниченной ответственностью "АСД МС" (ул. Профессора Сомова, д. 11, оф. 12, г. Мурманск; ОГРН 1125190011143, ИНН 5190009590) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в судебном заседании представителей: заявителя - Лебедева В.А. (доверенность от 19.02.2016 N 08-04/1234-ВП), Белозеровой С.Ч. (доверенность от 01.02.2016 N 08-04/631-ВП), лица, привлекаемого к административной ответственности - Смурова М.Б. (доверенность от 23.03.2016),
установил:
Министерство здравоохранения Мурманской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АСД МС" (далее - Общество, ООО "АСД МС") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование требования заявитель указал на осуществление Обществом предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В судебном заседании представители Министерства на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.
Общество в представленном письменном отзыве на заявление с заявленными требованиями не согласилось, указав, в том числе на составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, отсутствие события административного правонарушения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве.
В судебном заседании 04.04.2016 был объявлен перерыв до 11.04.2016.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения (рег. С-2258 от 10.12.2015) на основании приказа руководителя Министерства от 22.01.2016 N 56/1-ЛО в отношении ООО "АСД МС" проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований при проведении медицинских осмотров (предварительных, периодических) по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Сухачева, д. 5.
По результатам проверки составлены акт проверки от 25.02.2016 N 56/1-ЛО, протокол об административном правонарушении от 25.02.2016 N 6, в которых отражен факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что является административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании в числе иных обстоятельств устанавливает имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В части 3 статьи 28.3 КоАП РФ указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Названная норма является бланкетной и отсылает к другим нормативным правовым актам, устанавливающим полномочия федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 11.02.2011 N 54-ПП, Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, функции по контролю в этой сфере, а также функции по оказанию государственных услуг.
В силу пункта 2.2.4.3. указанного Положения Министерство осуществляет контроль (надзор) за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении лицензируемых Министерством видов деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 21.01.2014 N 34-ЛО установлен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять проведение государственного контроля (надзора).
Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что на момент составления протокола об административном правонарушении от 25.02.2016 N 6 перечень должностных лиц Министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, Министерством здравоохранения Мурманской области не установлен.
При этом в силу пункта 4.3.1 Положения о Министерстве здравоохранения Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 11.02.2011 N 54-ПП, должностные лица Министерства при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Министерством.
Следовательно, должностные лица Министерства не уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. На основании изложенного протокол об административном правонарушении от 25.02.2016 N 6 не является надлежащим доказательством по делу.
Кроме того, пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), закреплено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, в том числе работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункту 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению.
Материалами дела подтверждается, что ООО "АСД МС" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензий от 28.03.2014 N ЛО-51-01-001111, от 10.02.2015 N ЛО-51-01-001256. В соответствии с приложениями к данным лицензиям местом осуществления деятельности указан адрес: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 63, 1 этаж, офисное помещение.
Министерством в ходе проведения проверки установлено, что 07.04.2014 Общество заключило договор N 02/05/2014 с ООО "Медицина АльфаСтрахования" на предоставление лечебно-профилактической помощи, по условиям которого медицинские услуги пациентам оказываются ООО "АСД МС" в медицинском центре, расположенном по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Сухачева, д. 5.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность именно за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Осуществление же деятельности с нарушением условий лицензии образует самостоятельный состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В данном случае, учитывая, что у Общества имелась лицензия на осуществление медицинской деятельности, в том числе выполнение работ (оказание услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), оснований для квалификации действий Общества как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, то есть по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не имеется, поскольку в силу норм права о лицензировании лицензия выдается на вид деятельности, а не на объект (место), на котором осуществляется эта деятельность.
Фактическое осуществление деятельности по адресу, не указанному в приложении к лицензии в качестве места осуществления деятельности, может быть расценено как нарушение или грубое нарушение лицензионных требований и условий в зависимости от фактических обстоятельств совершения правонарушения.
Между тем, доказательств, подтверждающих фактическое осуществление Обществом медицинской деятельности по адресу: Мурманская область, г. Ковдор, ул. Сухачева, д. 5, представленный суду административный материал не содержит, осуществление деятельности с нарушением условий лицензии, административным органом не доказано.
Учитывая изложенное, требования заявителя о привлечении ООО "АСД МС" к административной ответственности удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Мурманской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АСД МС" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
О.С.ФОКИНА