О недостатках, ошибках и даже преступлениях отдельных медицинских работников в Республики Молдова опубликовано множество статей, они обсуждались по телевидению и на различных международных научно-практических, конференциях в Москве, Киеве, Львове, Кишиневе.
Статья 213 Уголовного Кодекса Республики Молдова предусматривает ответственность за нарушение по халатности врачом или иным медицинским работником правил или методов оказания медицинской помощи, повлекшее:
а) причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью;
б) смерть пациента,
называется лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права практиковать медицину на срок от 2 до 5 лет.
За истекшие 10 лет (2003-2013) прокурорами по этой статье было возбуждено свыше 300уголовных дел, причем в большинстве случаев речь шла о гибели пациентов.
Впоследствии большинство этих дел было прекращено на основании заключений судебно-медицинских экспертиз, об отсутствии каких-либо нарушений допущенных медицинскими работниками. А Центр судебно-медицинской экспертизы подчинен Министерству Здравоохранения, которое не заинтересовано в широкий гласности в обсуждении имеющихся недостатков и допущенных нарушений. В некоторых случаях по возбужденным уголовным делам выносились обвинительные приговоры, по которым виновные осуждались к лишению свободы условно согласно ст. 90 УК РМ, без лишения права практиковать медицину и без применения дополнительного наказания в виде штрафа. На предварительном следствии никто из обвиняемых не содержался под стражей.
Зато недавно один гражданин из района Штефан Водэ был подвергнут административному аресту на 25 суток за отказ приобретать полис обязательного медицинского страхования. Арест он отбыл полностью и только после этого
Апелляционная палата признала его незаконным, что дает право гражданину в судебном порядке требовать возмещения морального вреда.
В Белоруссии давно поняли, что недопустимо подчинение СМЭ Министерству здравоохранения и в начале, в 2002 году, Государственную службу судебных медицинских экспертиз переподчинили Генеральной прокуратуре, а с 2013 года включена в состав вновь созданного Государственного комитета судебных экспертиз. Наше предложение о создании такого же комитета и в Республике Молдова отклонено на всех уровнях государственной власти без достаточно объективной мотивировки, что по нашему мнению, неправильно.
Открытое, объективное, критическое обсуждение проблем здравоохранения в Российской Федерации может служить примером для органов здравоохранения и правоохранительных органов всех стран СНГ и не только. Вот несколько публикаций в «Аргументах и фактах»:
Какой диагноз у нашей медицины? Леонид Рошаль: как вылечить здравоохранение (Беседовала Ю. Тутина АиФ 2014, № 43). Сам вопрос о диагнозе и о лечении медицины может свидетельствовать о том, что медицина больна. Такого самокритичного утверждения не делает ни один медик в Молдове.
На вопрос корреспондента отвечает Леонид Рошаль, доктор медицинских наук, профессор, Президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира».
Приведем некоторые ответы Л. Рошаль, «Когда из медиков делают рабов и требуют, что бы они выполняли работу больше положенной, но при этом не оплачивают ее, - это неправильно».
Предполагаемое снижение финансирования чуть ли не на 100 миллиардов рублей в 2015 году Л. Рошаль считает, что это будет преступлением. Нужно дать здравоохранению хотя бы 5% от ВВП.
На вопрос о взаимоотношениях Счетной палаты и Минздрава РФ Л. Рошаль считает, что «Сейчас там терроризируют работу Минздрава». Мы должны лечить людей по протоколам и клиническим рекомендациям. Путь, по которому сейчас пошел Минздрав – это путь, по которому уже давно идут на Западе.
Говоря о ценах на лекарства, Л. Рошаль отмечает, что «Сейчас цены на лекарства у нас огромные».
Еще одна критическая публикация: Ю. Борта. Блатным или больным? При миллиардах вливаниях в отрасль нас лечат, но не выплачивают (АиФ, № 21, 2014 г.) говоря о недостатках в работе Минздрава А. Филиппенко, аудитор Счетной палаты отмечает: «Более 52% средств (из почти 700 миллиардов рублей было направлено на укрепление материально-технической базы медорганизаций». Однако Минздравом, Фондом ОМС и регионами не выполнено поручение правительства по завершению мероприятий к 1 июля 2013 г.
О недостатках и в работе Минздрава и Счетной палаты на той же странице АиФ сообщает А. Старченко, доктор медицинских наук, юрист, президент Национального агентства по безопасности пациентов.
Много критических замечаний в адрес здравоохранения изложены и в других публикациях АиФ:
Каждая пятая взятка связана с медициной, заявил председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев. Размеры коррупции в этой области становятся все крупнее и крупнее.
Недавно с взяткой в 29 млн. рублей за гарантированный госконтракт на поставку медоборудования попался замдиректора Московского НИИ онкологии. Он не член московского антикоррупционного Комитета, представлявший в нем Минздрав. Ну да: если коррупцию нельзя победить, надо ее возглавить.
Красноречивы новостные ленты правоохранительных органов. Смотришь сводки прокуратуры, и становится понятно: ворует кто может и везде, где возможно. Воруют все, мало-мальски облеченные властью.
Вымогают врачи в крупных федеральных центрах, в обычных поликлиниках. Даже после смерти пациентов. Семь уголовных дел по поводу получения взятки возбуждено в отношении судмедэксперта межрайонного отделения бюро судмедэкспертизы в Мордовии. За ускорение процедур вскрытия тел умерших и оформления документов чиновник вымогал с родственников от 2,5 до 4 тысяч рублей.
«Недобитые пациенты. Почему на больничной койке мы абсолютно бесправны. Ю.Борта, Ю. Тутина АиФ 2013 №42. авторы сообщают, что Саратовский суд вынес приговор по делу санитара «Скорой помощи», П. Силкина, избившего и оставившего умирать на улице пациента. За убийство пациента он приговорен к 9,5 годам лишения свободы. Сообщается также о преступлении, совершенном А. Вотяковым, завотделением Пермского кардиоцентра, избившего пациента, привязанного к каталке. Подробнее об этом сообщалось в статье В.Рангуловой «Сдыхаешь? Сдохнешь! Я тебя на свалку выкину» («Комсомольская правда» - Пермь, 12 июля 2013 г.);
Е. Владимиров, Интервью с С. Сухановым, руководителем Пермского центра кардиохирургии: «Нельзя из-за одного отщепенца обливать грязью всю медицину» («КП», 8 июля 2013 г.).
Интересно, образно мнение П. Воробьева, профессора, члена Исполкома Пироговского движения врачей России: «В России врач делает что хочет, потому что он никто и звать его никак» (АиФ, 2013 г., № 42).
Ю. Гарматина. «Залечили! ... В Больницах водятся инфекции – монстры». В России жертвами внутрибольничных инфекций каждый год становится почти 25 миллионов человек, 500 видов микробов в больнице убивают.
В Европе и США вообще нет никаких бахил, посещение пациента возможно в любое время. Но в каждой палате висит дозатор с дезинфицирующей жидкостью, которой моют руки все – пациенты, врачи, гости, медперсонал. (АиФ, 2011, № 39).
Ю. Борта, В. Мартынова, Г. Беккер. Это беспредел. Врачи разбегаются, больные умирают. АиФ 2014, № 41.
О настоящих и мнимых успехах молдавской медицины широко оповещают средства массовой информации. Вот и недавний пример.
Л. Ткач, «В Молдове впервые провели уникальную операцию, которая может изменить представление о лечении «неудобных» болезней (КП в Молдове, 22 октября 2014 г.) а всего то речь идет об успешной операции по лечению геморроя, по японской методике, изобретенной в 1995 году. И об этом надо извещать всех граждан Республики Молдова и за ее пределами?
А то еще несколько лет назад кардиохирурги мечтали о получении Нобелевской премии за применение натуральных, донорских, а не искусственных сердечных клапанов. Оказалось, что эту премию давно получил швейцарский ученый.
Перечисленные выше и другие проблемы, недостатки, указанные авторами вышеуказанных публикаций, касающиеся здравоохранения в России, настолько типичны для Молдовы, что авторы как будто побывали и у нас и ознакомились на месте с состоянием медицины в нашей республике.
Аспирант Академии МВД Республики Молдова гражданин Румынии, генерал-майор полиции, Ион Кырлиг, успешно защитивший у нас кандидатскую диссертацию, несколько лет назад погиб в Румынии при проведении несложной операции по удалению жировика на шее, с чем он мог прожить еще долгие годы. Оперировавший хирург вышел из операционной и сказал: " Я убил генерала". Медицинские работники за это не ответили.
Смерть патриарха Румынской православной церкви Феоктиса.30 июля 2007 г. патриарх погиб в результате операции по поводу удаления аденомы простаты. Ему было 92 года. операция проводилась под общим наркозом. В средствах массовой информации Румынии поднялся большой шум, но вскоре стих. Никто к ответственности не был привлечен.
Выводы
М. Озеров в статье «Если жить невмоготу.» (КП в Молдове, 31 мая 2013г) сообщает, что все больше британцев хотят иметь право на добровольную смерть. Раньше в Соединенном Королевстве предусматривалось наказание «за содействие самоубийству». Теперь оно отменено, если эвтаназия произошла за пределами британских островов. Все больше британцев уезжают туда, где эвтаназия узаконена особенно часто в Швейцарию, в клинику Dignitas, «Клинику смерти», основанную врачом Л. Миннели. Поток пациентов в нее не истекает. Несколько сотен британцев ждут своей очереди в Dignitas. Хотя «цена смерти» за 15 лет после открытия клиники подскочила почти в семь раз и сейчас составляет около 20 тысяч долларов.
Такую «медицину» мы не приемлем и сообщение об этой клинике в цивилизованной демократической Швейцарии с передовой медициной напомнило умерщвление людей в газовых камерах. Не зря в Германии с ее печальным прошлым и слышать не хотят об эвтаназии, которая там никогда не будет узаконена.
Ранее мы неоднократно подчеркивали, что только честный, открытый, объективный анализ проблем, недостатков, причин врачебных ошибок с тяжкими последствиями, врачебных преступлений может способствовать их предупреждению, повышению качества медицинского облуживания. С сожалением отмечаем, что в медицинском сообществе Республики Молдова это пока не осознали и этих принципов не придерживаются.
Почему полис обязательного медицинского страхования в Молдове значительно превышает стоимость такого же полиса в России, хотя качество, квалификация, эффективность, результативность здравоохранения у нас значительно ниже, чем в России.
В 2015 году полис ОМС в Молдове будет стоить 4860 леев, в пересчете на рубли около 14 тысяч рублей, тогда как в России такой же полис стоит 1600 руб. (АиФ в Молдове № 47, ноябрь 2014, «Комсомольская правда», 19 ноября 2014 г.). Министр здравоохранения Республики Молдова объяснил повышение стоимости полиса и тем, что «Мы впервые начали делать пересадку печени, почек, открытые операции на головном мозге». Но при этом умалчивается, сколько пациентов прожили после них 1 день, месяц, год. Когда-то кардиохирург А. Чиботару объяснил, что операция считается успешной, если пациент проснулся после наркоза, а что с ним будет дальше никого не интересует.
Десятки, сотни пациентов погибают от врачебных ошибок, преступлений ежегодно, тысячи умирают дома без всякой медицинской помощи, но ни Минздрав, ни научное медицинское сообщество не намерены анализировать, обобщать, признавать свои ошибки и непрофессионализм, предавать их гласности, сообщать о принимаемых мерах по их предупреждению и устранению.
Об авторе: Василий Флоря, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Академия МВД Республики Молдова
Литература:
1. В. Флоря. Врачебные преступления недоказуемы и ненаказуемы? Кишинев, Реклама, 2001 г., 58 с.
2. В. Флоря. Уголовная ответственность за врачебные преступления. Кишинев, Реклама, 2004, 160с.
3. V. Florea. Răspunderea penală pentru infracţiunile medicale. Chişinău Epigraf, 2006, 331 p.
4. Publicaţiile din revistele АиФ şi «Комсомольская правда».
5. С. Баженов. Доктор Шипман и его большое кладбище. «Эхо планеты», 2002 г. № 32.
6. А. Бережков. Суд остановил доктора Смерть. «Эхо планеты», 1999 г. № 172.
7. В. Флоря. Вымогатели в белах халатах. Revista Naţională de drept, 2013, №2, pag. 20-23.
8. Юлия Борта. Плати и молчи. Медицина – самая взяткоемная сфера? (АиФ, 2013 № 9)Б.
9. Наталья Бояркина. Врачи и рвачи. Как лечиться и не разориться при нынешнем уровне медицины. (АиФ, 2013 № 25).