Законодательные требования к сайту стоматологической клиники

Алексей Панов
Достаточно долгое время государство не обращало внимание на представительство медицинских организаций во всемирной сети, но данная «недоработка» исправлена. Установлены требования, которым должен соответствовать сайт медицинской организации.
17.12.2015
2892

Содержание

ОМС обязало присутствовать медицинские организации в интернете
Изменение законодательства вызвало увеличение объема информации
Административная ответственность
Инициатива Президента, по независимой оценке, качества оказания услуг организациями в сфере охраны здоровья
Информация, размещаемая на официальных сайтах медицинских организаций
Ужесточение административной ответственности

ОМС обязало присутствовать медицинские организации в интернете

Первое упоминание о необходимости присутствия медицинских организаций в сети интернет появилось только в 2010 году. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в ч.2 ст. 20 обязал медицинские организаций, работающие в системе ОМС размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи.

Поскольку в системе обязательного медицинского страхования работали в подавляющем большинстве муниципальные и государственные стоматологические клиники, то именно на них легла данная обязанность. Невыполнение данного требования предусматривало возможность страховым медицинским организациям налагать на нарушителей штрафные санкции, исходя из требований приказа Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию". При этом Федеральный Фонд ОМС явно вышел за пределы своих полномочий, установив возможность штрафовать медицинские организации не только за невыполнение требований вышеназванного закона, но и за отсутствие на официальном сайте медицинской организации в сети Интернет следующей информации:

- об условиях оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе о сроках ожидания медицинской помощи;

- о показателях доступности и качества медицинской помощи;

- о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании стационарной медицинской помощи, а также скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно;

- о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

При этом стоить отметить, что размеры штрафов устанавливали на уровне регионов и автору не известно случаев, чтобы подобные штрафные санкции реально применялись.

Изменение законодательства вызвало увеличение объема информации

С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" установивший право гражданина при выборе врача и медицинской организации на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. Этому праву гражданина корреспондировала обязанность медицинской организации в сети «Интернет» данную информацию предоставлять.

В 2012 году вышло Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и в нем уже значились более расширенные требования по размещению информации в сети Интернет.

Пункт 11 данного постановления требовал от стоматологических клиник, как и иных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги предоставлять посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Так как соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг было лицензионным требованием согласно п. 5-в Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", то отсутствие сайта медицинской организации или неполное предоставление на нем информации рассматривалось с одной стороны как несоблюдение лицензионных требований в рамках лицензионного контроля осуществляемого лицензирующими органами, представленными органами здравоохранения регионов с другой стороны внимание к сайтам медицинских организаций должен проявлять и Роспотребнадзор, как осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей

Административная ответственность

В первом случае несоблюдение установленного лицензионного требования грозило наложением мер административной ответственности в виде предупреждения, административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Во втором случае управления Роспотребнадзора могли привлекать к административной ответственности стоматологические клиники по одной из трех статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Правоприменительная административная практика за несоблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг в части наличия сайта медицинской организации и соответствующей информации на нем, как нарушения лицензионного требования начала формироваться только с 2015 года.

Так, решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 мая 2015 г. по делу N А57-5911/2015 было установлено:

- в нарушение пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 года N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте ООО "МАГДент" отсутствует следующая информация: отсутствуют сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ, составляющих медицинскую деятельность, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего лицензию лицензирующего органа), перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты, сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; график работы медицинских работников; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

При этом в качестве административного наказания было применено лишь предупреждение, так как суд принял во внимание то, что ООО "МАГДент" выявленные нарушения полностью признает, устраняет, что подтверждено в ходе судебного заседания участниками процесса, административное правонарушение не принесло никакого вреда, указанное нарушение не носит систематический характер, привлекается впервые.

Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2014 году», опубликованный на сайте Роспотребнадзора также не содержал данных о привлечении медицинских организаций и их должностных лиц к административной ответственности за нарушения прав потребителей по вышеназванным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части размещения информации в сети Интернет. Видимо, у Роспотребнадзора есть более важные вопросы в сфере защиты прав потребителей, чем состояние сайтов медицинских организаций.

Инициатива Президента, по независимой оценке, качества оказания услуг организациями в сфере охраны здоровья

Казалось бы – правовое регулирование по размещению информации в сети Интернет на сайтах медицинских организаций сложилось - всего-навсего надо выполнять требования Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и ожидать каких-либо нововведений от государства не стоит. Но все оказалось не так просто, как хотелось бы участникам стоматологического рынка.

Вступая в должность Президента Владимир Пути издал ряд т.н. «майских указов» одним из которых предусматривалось совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.

В развитии этих указов был принят Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования", которым в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" была введена ст. 79.1 «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями». Данная независимая оценка в обязательном порядке проводится в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Ч.15 данной статьи провозглашала, что требования к информации по независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, размещаемой на официальных сайтах медицинских организаций в сети "Интернет" устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Эта правовая норма начала действовать с 21.10.2014 года.

Информация, размещаемая на официальных сайтах медицинских организаций

Сами требования Минздрав России разработал в достаточно короткие сроки. С 9 марта 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 30.12.2014 N 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (вместе с "Информацией, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями") (далее Приказ 956н).
Следует отметить, что под медицинские организации понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые принимает Минздрав России в рамках своих полномочий.

Под иными нормативными актами понимаются нормативные правовые акты, принятые Минздравом России во исполнении его полномочий. Таким образом, стоматологические клиники, как юридические лица, обладающие лицензиями на осуществление медицинской деятельности, но не участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и не являющиеся субъектами независимой оценки качества оказания услуг медицинским организациями попали под требования государства в части размещения информации в сети Интернет. Согласно приложению, N 1 к Приказу 956н на официальных сайтах медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:

1) о медицинской организации:
полное наименование, место нахождения, включая обособленные структурные подразделения (при их наличии), почтовый адрес, схема проезда;
дата государственной регистрации, сведения об учредителе (учредителях);
структура и органы управления;
режим и график работы;
правила внутреннего распорядка для потребителей услуг;
контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты;
график приема граждан руководителем медицинской организации и иными уполномоченными лицами с указанием телефона, адреса электронной почты;

2) об адресах и контактных телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

3) о страховых медицинских организациях, с которыми заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

4) о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья;

5) о медицинской деятельности медицинской организации:
о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением электронного образа документов);
о видах медицинской помощи;
о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
о показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год;
о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей прикрепленное население;
о правилах записи на первичный прием/консультацию/обследование;
о правилах подготовки к диагностическим исследованиям;
о правилах и сроках госпитализации;
о правилах предоставления платных медицинских услуг;
о перечне оказываемых платных медицинских услуг;
о ценах (тарифах) на медицинские услуги (с приложением электронного образа документов);

6) о медицинских работниках медицинской организации, включая филиалы (при их наличии):
фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность;
сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация);
сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия);
график работы и часы приема медицинского работника;

7) о вакантных должностях;

8) о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения;

9) о перечне лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

10) о перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;

11) о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;

12) об отзывах потребителей услуг;

13) иная информация, которая размещается, опубликовывается по решению учредителя и (или) руководителя медицинской организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение № 2 к названному приказу уточняло содержание и форму информации о деятельности медицинских организаций, в частности.

1. Информация размещается в доступной, наглядной, понятной форме, в том числе в форме открытых данных, при этом обеспечиваются открытость, актуальность, полнота, достоверность информации, простота и понятность восприятия информации, наличие карты официального сайта для удобства навигации по сайту, работоспособного поиска по сайту, версии для слабовидящих, отсутствие ошибок, а также другие возможности для удобной работы пользователей сайта.

2. Информация на официальных сайтах размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.

3. Размещенная на официальных сайтах информация должна быть доступна пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.

4. Информация размещается на официальных сайтах в текстовой и (или) табличной формах, в форме электронного образа копий документов, а также может содержать схемы, графики, разъяснения.

5. При размещении информации на официальных сайтах и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Технические и программные средства, которые используются для функционирования официальных сайтов, должны обеспечивать:
а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;
б) защиту информации от несанкционированного уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении ее;
в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;
г) защиту от несанкционированного копирования авторских материалов.

7. На официальных сайтах обеспечивается возможность выражения мнений получателями медицинских услуг о качестве оказания услуг медицинскими организациями (анкетирование).

Медицинская организация размещает информацию на официальном сайте в соответствии с документами, в которых содержатся соответствующие сведения (нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, учредительные документы).

Если сравнить требования постановления Правительства РФ от 4.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и приказа 659н, то видно, что данный приказ значительно расширил требования к структуре и содержанию сайта медицинской организации. И эти требования стоматологической клиникой должны быть выполнены в полном объеме, даже если медицинская организация н не участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и не является субъектом независимой оценки качества оказания услуг медицинским организациями.

Ужесточение административной ответственности

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минздравом России 6 августа 2015 года был размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Среди поправок в КоАП РФ значилась и новая статья 6.60 «Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья»:

Несоблюдение должностными лицами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.»;

Официальный сайт медицинской организации реализует право граждан в сфере охраны здоровья на получение информации. Если нет на сайте установленной информации в соответствие с требованиями Приказ 956 н, то по мнению автора, имеются основания для привлечения должностного лица медицинской организации или ее самой к административной ответственности по вышеназванной статье.

Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях планируется ввести с 1 января 2016 года и можно с высокой вероятностью прогнозировать, что именно так и будет. Поэтому у руководителей стоматологических клиник и их собственников еще есть время, чтобы предпринять управленческие меры для приведения сайтов сообразно изложенных требований.

Автор считает, что с учетом российского менталитета данные изменения к 1 января 2016 года проведут лишь считанные единицы стоматологических клиник и массовое изменение сайтов начнется лишь после того, как медицинские организации в рамках плановых или внеплановых проверок ощутят на себе новые полномочия территориальных органов Росздравнадзора, которые и будут рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 6.60 «Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья», соответственно и налагать административные штрафы с выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений.

Источник. Dentalmagazine. -2015.-№9.-С.114-120
Источник. Dental magazine. -2015.-№10.-С.58-64


Комментарии: