Права пациентов, не имеющих полиса обязательного медицинского страхования

Дмитрий Иванов
С увеличением год от года числа жалоб на доступность медицинской помощи в стране и ее качество, не все пациенты в полной мере понимают и информированы о том, какими правами они располагают по закону.
25.02.2017
221

Больше всего вопросов возникает у родственников пациентов, которым приходится от их имени организовывать процесс диагностики и лечения. В результате возникает немало конфликтов. Время уходит, необходимая помощь поступает не вовремя, исход всего этого может быть самым плачевным. Между тем у родственников пациентов и самих больных есть определенный круг прав и обязанностей.

Об отказах врачей

Большинство из нас убеждено: вызванный на дом врач обязан появиться в квартире, будь то участковый педиатр или терапевт, либо врач скорой или неотложной помощи. Но на практике встречаются случаи, когда врачи отказываются подниматься к пациентам. Причины могут быть самыми разными: недомогание, поломанный лифт и др. Закон дает право врачу отказаться подниматься к пациенту, но только тогда, когда это не несет прямой угрозы жизни и здоровью самого пациента и его близких.

Получив такой отказ, пациент или его родные могут получить сразу же у врача отказ в письменной форме, причем в 2 экземплярах. Один остается у врача, а второй у пациента. Сам врач обязан доставить незамедлительно свой отказ руководителю лечебного учреждения и помочь выбрать другого специалиста для пациента.

Однако, если пациенты (юридически подкованные) заговаривают о письменном отказе, обычно у врача находятся резервы сил для выполнения своих профессиональных обязанностей. Однако, коль скоро врачу и правда не по силам оказать вам необходимую медицинскую помощь немедленно, стоит сразу же связаться с медицинской организацией и вызывать другого врача, так как отказ первого врача никак не влияет на ваше право получить лечение.

Если же время идет, а помощь вам так и не оказали, следует подать письменное заявление руководителю медицинской организации. Ему необходимо изложить суть жалобы и попросить предоставить медицинскую помощь или письменный отказ в ее предоставлении. В финальной части заявления необходимо упомянуть о том, что при отсутствии эффективных мер, вы обратитесь в страховые медицинские организации, ТФОМС, органы управления здравоохранения, Росздравнадзор, прокуратуру, суд.

Дать обоснованный письменный отказ намного сложнее, чем устный. В подавляющем большинстве случаев руководство больницы пойдет вам навстречу. Ну а если нужной реакции так и не последует, следует обязательно обратиться туда, куда вы обещали. Вы обязательно выиграете дело, получите медицинскую помощь, а также компенсацию за причиненный ущерб здоровью и моральный вред. Подать исковое заявление можно в любое время, причем не только лично в канцелярию суда, но и по почте.

В ситуации с вызовом на дом бригады скорой помощи все обстоит еще проще. По Федеральному закону №323 (п. 2 ст. 11), экстренная медицинская помощь должна оказываться больному бесплатно и безотлагательно. Не допускается отказа в ее предоставлении. Важно в такой ситуации настаивать на своем, не подписывать никаких отказов, особенно, если у вас нет уверенности, что после ухода врача здоровье ваших близких или ваше собственное не пострадает.

И снова о немытых руках

Согласно правилам, врач перед осмотром пациента обязан вымыть руки с мылом, а также после осмотра. Если условия в месте оказания медицинской помощи не позволяют помыть руки, то врач должен тщательно обработать руки антисептическим раствором. Если же нет возможности помыть руки, антисептический раствор отсутствует, то врач все равно проведет осмотр, кроме как если вы сами от него откажетесь. Речь не идет в данном случае об экстренной хирургии при нарушенных кожных покровах.

Если же пациент получил серьезную травму и ему необходима помощь хирурга, то такая помощь может быть оказана только при строгом соблюдении всех правил, с применением антисептических препаратов и инструментов, которых нет у вас дома. Поэтому пациента доставляют в больницу после установления состояния его здоровья (после осмотра).

Должны ли врачи оставлять медпрепараты?

Время на выезд врача к больному по вызову скорой помощи выполняется в течении 20 минут. На госпитализацию отводится тоже только 20 минут. Столько же времени помощь оказывается на месте. Если госпитализация не рекомендована, то критерием оценки эффективности деятельности врача является ваше самочувствие. Стало ли вам лучше после его работы?

Если самочувствие улучшилось, врач убежден в том, что госпитализация не нужна, можно смело выполнять все его рекомендации. Порой врач скорой может оставить лекарство, которое следует принимать строго по рекомендации. В особом случае врач скорой даже может подъехать в вашу поликлинику и оставить там необходимые медикаменты. Для пациента это означает, что вслед за стабилизировавшимся состоянием может наступить ухудшение. В течение суток на дом придет участковый терапевт или педиатр, чтобы внести необходимые коррективы в лечение, назначенное врачом скорой.

Важно понимать, что коль скоро врач скорой считает, что медикаменты вам не нужны, то не стоит требовать или настаивать на том, чтобы вам оставили какие-то лекарства. Слишком велик риск навредить своему здоровью самолечением.

Какие нужны документы при обращении в поликлинику?

При обращении в регистратуру поликлиники каждый пациент обязан при себе иметь документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а также полис обязательного медицинского страхования (или полис добровольного страхования). В частных клиниках пациенты предъявляют паспорт и заключают договор на оказание медицинских услуг.

При вызове скорой на дом, врачу следует предъявить только полис ОМС. Во время визита на заранее назначенный прием у врача следует предъявить талон с датой и временем записи. Но бывает так, что запись к врачу на месяцы вперед, а вам нужно попасть к нему срочно. Можно попросить принять вас тогда, когда образуется «окно». Потратить на ожидание придется немало времени у дверей кабинета, но и шансов попасть на прием много.

Как правило, за время приема находится 1-2 человека, которые записались, но так и не пришли. Вот вместо них вас и примут. Помните, при отсутствии угрозы жизни и здоровью – прием вне записи – это личная инициатива врача, но не его должностная обязанность. Не требуйте, а попросите, и вам, скорее всего, помогут.

Никак не попасть на исследование

Бывает так, что пациента направляют на исследование, а попасть на него он не может. Например, у человека сломана нога и загипсована, а ему нужно попасть на третий этаж в рентген-кабинет по лестнице. Не нужно рисковать жизнью и ползком добираться до рентгена. Обратитесь к сотрудникам этой же больницы и попросите доставить вас на место. Младший медицинский персонал обязан оказывать помощь больным. Если же в штате больницы нет такого персонала, тогда следует пожаловаться руководству больницы, в местный фонд ОМС, в территориальный орган Росздравнадзора, региональный минздрав и в прокуратуру.

Выбирая и назначая пациенту методы исследования, врач должен разъяснить пациенту способ транспортировки до места этого исследования (учитывая тяжесть состояния здоровья и вероятные риски осложнений), а руководство больницы должно организовать вашу транспортировку по назначению врача. Об этом при отсутствии должной реакции со стороны врача следует заявить самостоятельно и потребовать предоставить вам возможность добраться до места исследования без риска для здоровья.

Как жаловаться?

Если качество предоставленной медицинской помощи оставляет желать лучшего, следует первым делом подать жалобу руководству больницы. Сделать это лучше всего лично через приемную. Изложите в своем заявлении на имя главного врача суть своих претензий. Укажите фамилии и должности тех, кто по вашему мнению виноват в произошедшем. Попросите принять надлежащие меры. Бумагу составьте в двух экземплярах. Один из них нужно оставить в канцелярии, в приемной или у секретаря главврача, а второй со штампом о получении и датой, а также с номером входящей регистрации нужно оставить у себя.

Если и после этого никакие меры не будут приняты, следует жаловаться в региональный минздрав, Роздравнадзор и в страховую, где вы получали свой полис. Скорее всего, меры последуют незамедлительно, а по факту вашего обращения будет произведена проверка.

В крайнем случае, можно подать жалобу в прокуратуру и обратиться в суд. Но до этого доходит крайне редко, так как чаще всего конфликт разрешается уже на уровне главврача. Становиться объектом разбирательства со стороны правоохранительных органов и Росздравнадзора не хочется никому.

Комментарии: