Что и для чего меняется в отечественном здравоохранении?

Дмитрий Иванов
Обычно визит к врачу мы совершаем тогда, когда проблемы со здоровьем приобретают серьезный характер. Вот почему качество медицинских услуг имеет первостепенное значение.
12.04.2017
126

Минздрав ставит перед собой важнейшую цель – повысить качество медуслуг и их доступность. Для этого предпринимаются самые серьезные шаги, каждый из которых должен привести к позитивным изменениям в различных областях здравоохранения.

Упор на обучение

Главным в процессе лечения был и остается врач. От квалификации медперсонала зависит результат лечения, а порой и жизнь пациента. Реформа обучения в медицинских вузах призвана привести квалификацию медицинских работников в соответствие с современными методическими и технологическими требованиями.

Аккредитация медицинского персонала и фармацевтов преследует те же цели. По сути, она служит допуском к профессии. Сегодня ее проводят в несколько этапов, что требует от всех врачей регулярного повышения своей квалификации путем обучения. Впервые аккредитацию проходят выпускники медицинских вузов. В нее входят экзамены не только по теории, но и по практике. Аттестованные выпускники вправе трудоустраиваться сразу. Ординаторы и врачи, обучавшиеся на курсах повышения квалификации, точно также проходят аттестацию. Один раз каждые 5 лет все работающие врачи будут переаттестовываться, причем сделать это не удастся без специального обучения.

В 2016 г. первыми прошли аккредитацию выпускники стоматологи и фармацевты. В 2017 г. ее будут проходить все выпускники медицинских вузов без исключения. Все это направлено на то, чтобы создать единый уровень образования для всех. Каждый год в нашей стране выпускаются 35 тысяч медицинских работников (36 минздравовских вузов, 36 медфакультетов Министерства образования и других ведомств, 8 негосударственных медучреждений).

В каждом вузе свои стандарты, однако, требования к врачам на рабочих местах Минздрав предъявляет одни и те же. Существует единый профессиональный стандарт. Аккредитация послужит общим для всех допуском к работе как в медицине, так и в фармацевтике. В аттестационную комиссию будут входить специалисты разного уровня – от работодателей, до практикующих врачей.

Что происходит внутри?

Аккредитация – это не единственный проект Минздрава в области образования. Предстоит обновление всей образовательной системы. Будет введен образовательный государственный стандарт третьего поколения. Отличие его состоит в большей гибкости и ориентированности на упрощенную модернизацию по мере актуализации новых аспектов здравоохранения.

Изменения происходят и в послевузовском профильном образовании. Ранее существовала система повышения квалификации. Теперь же сделан переход к системе непрерывного образования. Для этого требуются дополнительные ресурсы дистанционного и очного обучения. Реаккредитацию можно будет пройти только при условии успешного обучения в промежутке между прежней и новой аттестациями.

Как будет выполняться контроль качества?

Минздрав в тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом разрабатывает клинические рекомендации – новую форму регулирования врачебной деятельности. Лечебные протоколы четко прописывают порядок действия медицинского работника в процессе диагностики и лечения каждого заболевания. За основу берутся доказанные клинические эффекты каждой методики.

Наряду с современным высокотехнологичным оборудованием клинические рекомендации повысят качество медицинской помощи и снизят риск врачебных ошибок. После повсеместного утверждения клинических рекомендаций будут разработаны критерии оценки качества медицинской помощи, и только после этого пройдет поэтапный переход к системе электронного бенчмаркинга.

Сейчас оценка качества выполняется путем еженедельного мониторинга показателей работы каждого врача по всем 60,5 тыс. терапевтических участков в стране. Ежемесячно регионы отчитываются по всем профилям оказания медицинской помощи.

Применяются также инструменты, учитывающие мнение пациентов. Независимая оценка пациентами качества предоставленных медицинских услуг проводится с 2014 г. Пациент не может оценить профессионализм врача, но может оценить время ожидания в очереди, культуру общения медицинского персонала, простоту доступа к необходимой информации.

Внимание на первичное звено

К первичному звену принято относить те медицинские учреждения, с которых начинается обращение пациентов к медицине. Это поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты. Главными требованиями к этим учреждениям были и остаются: доступность, близость к месту проживания граждан.

Не так давно повсеместно прокатилась волна закрытий учреждений первичного звена под предлогом их экономической неэффективности. Сейчас эта практика пресечена Минздравом. Установлены единые нормативы по количеству учреждений на каждую тысячу населения, а также их доступности по территориальному признаку. Сейчас, находясь в любой точке страны можно легко с помощью геоинформационной системы установить все близлежащие медучреждения и выбрать самое близкое. За минувшие 5 лет построено 1400 фельдшерско-акушерских пунктов и открыто 160 офисов врачей общей практики.

Борьба с кадровым дефицитом

Восполнение штатного состава дефицитных специализаций врачей – еще один аспект проблемы доступности медицинских услуг. Хуже всего дело обстоит с такими востребованными специалистами, как онкологи, психиатры, анестезиологи-реаниматологи, рентгенологи и др. В каждом отдельно взятом регионе Минздрав внедряет методики расчета потребности в определенных медицинских кадрах. Отчасти проблему решают путем планового набора абитуриентов в вузы по направлениям от регионов.

5 лет тому назад Минобразования и науки совместно с Минздравом пришли к решению о необходимости расширения приема в вузы. Сейчас заключаются трехсторонние договора: между вузом, субъектом РФ и студентом. Регионы сами планируют рабочие места для выпускников, оказывают содействие в обучении, обеспечивают местами для прохождения практики по специальности на будущем месте трудоустройства. Эффективность такой методики – 90%, что означает: 9 из 10 специалистов пойдут работать на подготовленные для них места.

Высокие технологии рука об руку с практикой

Доступность высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) – еще одна проблема. Сейчас определенные методы ВМП планомерно вводятся в систему ОМС. Например, по ОМС пациенты могут сделать ЭКО, эндопротезирование и стентирование коронарных сосудов. Темпы и объемы наращиваются, чтобы в 2017 г. достичь объема оказания услуг ВМП в 1,5 раза больше, чем в 2013 г. Таково было поручение Президента, но выполнили его досрочно еще в 2015 г. В итоге на данный момент объем удалось нарастить в 6 раз, а число медучреждений, оказывающих ВМП выросло в 3,7 раза.

Огромное значение в масштабах страны имеет открытие новых перинатальных центров, оснащенных по последнему слову медтехники и укомплектованных штатом профессионалов самого высокого уровня. Сложнейшие случаи беременности в таких центрах успешно разрешаются, тысячи спасенных жизней малышей и рожениц тому свидетельство. Всего по поручению Президента в стране должны открыться еще 32 новых перинатальных центра.

Каковы итоги?

Доказательством улучшений, происходящих в здравоохранении, служат данные опросов ВЦИОМ за 2014-2016 гг. За эти три года россияне, пользовавшиеся медицинскими услугами, оценили работу медучреждений «хорошо» и «очень хорошо» в 41% случаев, а доля положительных оценок увеличилась на 3%, тогда как число отрицательных уменьшилось на 7%.

Комментарии: