Телемедицине нужен закон

Дмитрий Иванов
Уже этой весной может быть принят закон о телемедицине, согласно которому врачи смогут оказывать консультации пациентам дистанционно.
17.04.2017
1251

Пока вне закона

До сих пор телемедицина в России не узаконена. Согласно ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», врачи лишены прав удаленно диагностировать пациентов и оказывать им медицинскую помощь. Более того, сам пациент может дать свое добровольное согласие на то или иное медицинское вмешательство только в документальной форме (рукописной).

Есть основания полагать, что уже этой весной будет принят необходимый закон. Законопроект активно обсуждается в Государственной Думе. Первоначальная версия закона позволяла только в отдельных случаях врачам (Минздраву) принимать решение о дистанционной помощи пациенту. При этом помощь могла быть оказана только консультационного характера. Врач был не вправе рекомендовать лечение или назначать какие-либо лекарства.

Учитывая, насколько много в стране удаленных населенных пунктов, пациентам из которых попасть на прием к врачу можно только после несколькочасовой поездки в соседний более крупный населенный пункт, вопрос о необходимости введения телемедицины стоит очень остро. Парадокс, но интернет сейчас есть всюду, а вот беспрепятственный доступ к медицинским услугам – нет.

Одним из аспектов законопроекта является вывод медицинской документации в электронную форму, что позволит существенно снизить затраты не только материальных ресурсов, но и трудо-часов.

ЭКГ и рентген в Татарстане

В настоящий момент почти все больницы Татарстана подключены к высокоскоростному интернету. Дистанционные консультации между врачами уже проводятся, а также больные из отдаленных уголков республики могут получать консультации казанских специалистов.

Развитие телемедицины в Татарстане пока реализовано по двум направлениям. Первое из них – «Едины рентгенолог». Создан центральный архив медицинских изображений (ЦАМИ). К этому архиву подключены все рентгенаппараты (201 шт.). В итоге появилась возможность проводить консультации круглосуточно и обмениваться медицинскими изображениями. В базе данных уже хранится около 75 млн. снимков, а обновленная версия ЦАМИ позволит проводить телерадиологические консультации и подавать дистанционные заявки на интерпретацию снимков. Всего заняты расшифровкой снимков 25 специалистов.

Похожим образом реализован и второй проект – «Единый кардиолог». Только тут речь идет о расшифровке кардиограмм. Всего база данных хранит 76,4 тыс. снимков, а подключены к ней 1518 ЭКГ-аппаратов. 16 лет в Татарстане в МКДЦ работает центр телемедицины, консультирует, организует консилиумы, проводит разборы сложнейших случаев, обучает врачей в режиме онлайн-конференции.

Все это не свидетельствует о том, что любую помощь можно получить через телемедицину, но огромное число запросов о консультации, получении справок, может быть обработано через средства телемедицины. Поэтому вопрос не стоит – надо ли, вопрос стоит – когда?

Сейчас в Татарстане можно записаться на прием к врачу через терминалы электронной очереди, инфоматы. Пациент находит данные о себе в медицинской системе, рецепты выписываются в электронной форме, врачи скорой получают доступ к витальной информации о пациенте, обращаясь к медицинской системе, рецепты на молочное питание также выдаются в электронной форме, а врачи ставят свою электронную подпись.

«Врач-пациент» не работает

С появлением новейших высокоскоростных каналов передачи информации вопрос о том, как организовать связку «врач-пациент» не стоит. Реализовать связь можно посредство мобильной связи, а использовано для диагностики может любое современное портативное оборудование: термометры, аппараты ЭКГ, тонометры и т.д.

Законодатели пока не могут сформулировать закон с точки зрения допустимости предоставления медицинских услуг дистанционным способом. Ведь нет критериев, по которым можно определить: достаточно ли у врача данных для назначения лечения и выписки лекарств, либо их не хватает. В дообработанной версии законопроекта разрешается выписывать рецепты на лекарства дистанционно и добровольно подписывать согласие на медицинское вмешательство.

Всего в Государственной думе находятся 2 проекта – один разработан Минздравом, а второй – Институтом развития интернета. Второй документ вводит уточнение в ФЗ, согласно которой медуслуги могут предоставляться лично (очно) и с применением средств телекоммуникаций. Это стало толчком для доработки проекта Минздрава.

Нам не известна телемедицина, но уже пользуемся ею

Сервис ONDOC провел порос среди врачей и получил результат: 77% респондентов используются средства телекоммуникации для общения с пациентами, но даже термин телемедицина им не знаком. Дистанционная консультация, как правило, помогает сэкономить время врача и пациента при корректировке медикаментозного лечения (в 67% случаев), предоставить консультацию при хроническом заболевании (в 67% случаев), избежать многочисленных визитов в больницу тем, у кого есть необходимость в послеоперационных консультациях (в 16% случаев) и т.д.

Пациенты заинтересованы в услугах телемедицины. Аналитическое агентство «Социолог» провело опрос среди 1,5 тыс. пациентов в 5 разных клиниках. По итогам опроса выяснилось, что пациенты готовы заказывать первичные и последующие врачебные консультации в режиме онлайн у целого ряда врачей, причем даже платно. Заплатить по 500 р. согласились 43,5% респондентов, 1000 р. – 37,9% респондентов. Пациенты готовы использовать такие средства связи, как телефон, скайп, различные мессенджеры. Преимущества таких консультаций очевидны: экономия времени, срочность, нет необходимости срываться с работы. Среди рисков названы возможные ошибки в диагнозах из-за отсутствия осмотра в кабинете врача.

Информационные технологии для медицины огромными шагами опережают государственное регулирование, а также спрос самих пациентов. Не все знают, что необходимые технологии для проведения дистанционных консультаций уже имеются. Сами клиники понимают, что за телемедициной будущее и подключаются к процессу освоения новых методов. Есть и спорные моменты. Например, врачу и пациенту потребуется проходить процедуру идентификации личности, что автоматически лишает консультацию приватности.

Преимущества для хронических больных

Целый ряд мобильных диагностических устройств позволяют хроническим больным дома самостоятельно отслеживать различные показатели в динамике: сахар в крови, вес, артериальное давление, температуру, частоту пульса и т.д. Собранные данные помогут врачу дистанционно скорректировать дозировку препаратов, так как вся необходимая информация уже собрана пациентом.

По словам Вероники Скворцовой, главы Минздрава, с 2020 г. будет вводиться мониторинг пациентов, входящих в группы риска. Их жизненные показатели (сахар в крови, пульс, давление) будут контролироваться индивидуальными электронными устройствами, а при возникновении критической ситуации на пульт системы экстренного реагирования поступит соответствующий сигнал.

Единая информационная система в здравоохранении будет хранить электронные карты пациентов, поэтому станет возможным простой электронный документооборот, а каждый пациент получит возможность прямого доступа к своей карте через личный кабинет. По примеру Татарстана будет создан архив медицинских изображений, а специальные программы будут их читать автоматизировано.

Все более совершенные приборы для диагностики в домашних условиях создаются непрерывно. Есть и такие, которые могут не только снимать показания, но и производить видеосъемку и делать фотографии участков тела с высокой разрешающей способностью. Загвоздка состоит в том, что все эти аппараты потребуют лицензирования в России, а это процесс не быстрый и затратный для производителей.

Расходы на ОМС

Если обратиться к опыту США, то там телемедицина заработала с 2010 года. Пациентам она стала обходится дешевле, поскольку очный визит к врачу в среднем стоит 100 долларов, а онлайн-консультация только 40 долларов. Несмотря на это резкого роста спроса не произошло. Пока на долю телеконсультаций приходится менее 0,1%. Однако это число растет года от года, а благодаря мониторингу больных сахарным диабетом удалось сократить частоту госпитализаций таких больных на 58%.

Опыт США нельзя полностью перенести на наши реалии. Огромное число населенных пунктов не имеет доступа к качественным медицинским услугам, поэтому ожидается куда больший спрос на онлайн-консультации, чем в США. По данным «Онлайн Доктор» в 85% обращений речь идет о пациентах из регионов, желающих получить консультацию московских специалистов.

Если же телемедицина будет включена систему ОМС, то можно опасаться коллапаса новой телекоммуникационной системы. Нет у законодателей пока единого мнения о том, включать ли телемедицину в ОМС или сделать ее полностью платной.

Если телемедицину включат в состав ОМС, то пациенты, ранее обращавшиеся к частным врачам из-за нежелания стоять в очередях в поликлиниках, предпочтут бесплатно получать медицинские консультации по интернету. Причем есть риск, что львиная доля не захочет обращаться к местным специалистам, вместо этого выбрав московских или питерских врачей.

Телемедицина не замена визитов к врачу

Следует четко разграничить возможности телемедицины, которая не сможет на 100% заменить очный визит к врачу. Однако, она станет большим подспорьем в борьбе с самолечением. Если вместо изучения недостоверных интернет-публикаций и опросов общественного мнения при возникновении проблем со здоровьем пациент первым делом будет обращаться к врачу через онлайн-консультацию, то можно говорить о большом положительном потенциале этой работы.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle