В первую очередь страдают региональные бюджеты, так как на них лежит основная доля взносов в фонд ОМС за неработающих (детей, студентов, пенсионеров, безработных). Поэтому правительство и министерства поставили своей основной задачей сделать так, чтобы самозанятые «безработные» платили взносы самостоятельно. Таким образом, ожидается значительное сокращение дефицита фондов ОМС и Пенсионного фонда и высвобождение средств на другие социальные программы.
В общей сложности взносы в ПФР и ФОМС не вносят около 20% населения (свыше 16 млн. человек). При чём, в ПФР дефицит уже составляет более 200 млрд. рублей, что затрудняет выплату текущих пенсий. В ФОМС такой задолженности нет. Но повышение зарплат медицинским работникам пришлось поднять вместо обещанных 10,6% на 5,4%, так как средства на повышение выделяются из фонда ОМС, а в результате недоимок при сохранении указанного процента повышения возникнет дефицит почти в 70 млрд. рублей. Но надо учитывать один нюанс: в отличие от граждан, у которых не формируется страховая часть пенсии при отсутствии выплат в Пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование имеют право все без исключения граждане.
Пока министерство находится в поиске путей решения такой проблемы, как вывод теневых заработков в легальную сферу. В первую очередь, необходимо оценить количество работающих в теневом секторе. Для этого проводятся перекрёстные проверки данных по общему числу трудоспособного населения в регионах и платящих взносы в фонд обязательного медицинского страхования. Также разрабатываются различные схемы легализации для того, чтобы у человека был выбор наиболее удобного для него варианта. Кто-то будет самостоятельно платить, за кого-то будет платить работодатель. Примерно определены и тарифы для выплат: в фонд обязательного медицинского страхования – 10 тыс. рублей, в пенсионный фонд – 15 тыс. рублей.
Специалисты утверждают, что пока самозанятый «безработный» пользуется тем же набором медицинских услуг, что и законопослушный гражданин, ситуация, когда «битый небитого везёт», будет сохраняться.
Как контролировать уплату взносов с таких «теневиков»? К каждому надзирателя не приставить. Можно, конечно, прописать ответственность за неисполнение обязательств, но без уверенного контроля эти нормы станут фикцией. Поймать такого уклониста можно лишь в момент получения, скажем, медицинской услуги. Примерную схему действий, как его определить и какие варианты ему можно предложить можно набросать уже сейчас. Например, гражданин не инвалид, по возрасту вполне трудоспособен, обращается по полису ОМС за медицинской помощью. При этом он не представляет документы о месте работы или о регистрации на бирже труда. Нет у него и подтверждения, что он находится на чьём-либо иждивении. С большой долей вероятности можно предположить, что гражданин так называемый «теневик». Какие варианты ему можно предложить? Например, оплатить на месте часть медицинских услуг, оказанных больше необходимого минимума или расходы на госпитализацию (лекарства, питание, бельё). Можно предложить приобрести полис добровольного медицинского страхования, объяснив преимущества этого приобретения. Либо пусть укажет того, кому можно предъявить счёт за оказанные услуги для оплаты. Это всего лишь варианты решения проблемы. Конкретные механизмы и последствия их внедрения нужно тщательно прорабатывать. Каждый человек должен осознавать личную ответственность. Ведь от того, как он выполняет свои обязанности по оплате взносов в пенсионный фонд и в фонд ОМС, зависит не только его будущее, но и возможности тех, кто живёт с ним в одном регионе, получить качественную медицинскую помощь в полном объёме.
Вторая проблема, мешающая решению вопроса, - сохранение в сознании советского стереотипа «бесплатности» медицины. Необходима широкая общественная дискуссия, чтобы донести до граждан, что ничего бесплатного не существует. Механизмы, создававшие иллюзию бесплатности в советское время, больше не работают. Нашему обществу нужно создавать новые, чтобы обеспечить конституционное право каждого гражданина на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Это серьёзная общественная задача, не только государственная.