Не обманешь – не заработаешь?

Дмитрий Иванов
Что делать, если Вы вдруг обнаружили, что частые клиники за Ваши же деньги Вас и обманывают?
10.08.2017
45

Частная медицина с каждым годом занимает всё большую долю рынка медицинских услуг. Очень часто люди выбирают частные клиники, надеясь получить быстрое обслуживание, не выстаивая в очередях неделями и месяцами, на высокий уровень медицинского обслуживания, который недоступен в системе обязательного медицинского страхования, и, конечно, рассчитывают на комфорт во время пребывания на лечении или обследовании.

Но медицинское обслуживание успело обрасти таким количеством хитрых формулировок, инструкций и других нормативных и регулирующих актов, что зачастую пациент плохо понимает, что ему будет предложено, и за что он будет платить.

Что же делать, если вы вдруг поняли, что Вас обманывают?

Не бойтесь предъявить претензию

Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Вы являетесь обладателем полиса добровольного медицинского страхования. Внезапно, когда Вы отдыхали, например, на даче, вам стало плохо. Согласно перечню услуг, предоставляемых Вам полисом ДМС, вы вызываете помощь из той клиники, в которой обслуживаетесь. Доставка обошлась, к примеру, в двадцать тысяч рублей, плюс к этому вы внесли депозитный взнос на лечение ещё в сто тысяч. После выписки вам предоставили счёт с итоговой суммой семьдесят тысяч. То есть тридцать тысяч клиника должна Вам вернуть. Но почему-то без объяснений причин расчётный отдел клиники забирает у Вас этот счёт, и через несколько дней предъявляет новый общий счёт на сумму 120 тысяч рублей. У Вас, естественно, возникает вопрос, откуда взялась такая сумма, откуда взялись дополнительные услуги, которые от Вас требуют оплатить, при этом ничего не объясняя.

Сначала необходимо направить официальную претензию к тому медицинскому учреждению, в котором были оказаны спорные услуги. Если с их стороны не последовало никакой реакции, далее можно обращаться в суд с требованием восстановления нарушенных прав потребителя. Юристы оценивают шансы на успех как очень высокие, так как частной клинике придётся аргументировать в суде, на каком основании были изъяты первые документы на оплату, обосновать правомерность завышенных тарифов и вписанных в квитанцию об оплате оказанных услуг. Особый акцент в такой ситуации следует делать на противозаконности изъятия и удерживания квитанций и счетов на оплату. Истцу при обращении в суд понадобится иметь договор на оказание медицинских услуг с этой организацией, её лицензия, прейскурант на услуги этой клиники.

Росздравнадзор не спит

Во многих спорных случаях с частными клиниками именно Росздравнадзор является вашим главным защитником и гарантом восстановления нарушенных прав. Поскольку именно на эту организацию законом возложена функция контроля над качеством оказания медицинских услуг. Поэтому вместе с обращением в суд вы можете подать жалобу на действия медицинской организации и в Росздравнадзор.

Он обязан начать проверку по вашему заявлению, и в случае, если обнаружатся указанные нарушения, клиника будет наказана назначением штрафов. Кажется, что этого мало. Однако в наше время такое понятие, как «репутация», стало очень дорого стоит. Зарабатывается репутация тяжёлым многолетним трудом, а потерять её можно в мгновенье ока. И восстановить будет очень трудно, несли вообще возможно. Поэтому частные медицинские компании очень дорожат своим именем и репутацией.

Кроме того, можно подключить к процессу и Роспотребнадзор, так как в случае материальных потерь только он сможет вернуть деньги от частной медицинской организации.

Можно обратиться и в прокуратуру, так как её надзорные функции универсальны, и они вполне могут и по своей линии инициировать проверку.

Если конфликт зашло далеко

Если частная медицинская организация идёт на обострение и затягивание спора, то вполне можно обратиться и к Уголовному кодексу. Необоснованные накрутки тарифов подпадают под действие статьи 159 УК РФ – это мошенничество. Но тут есть тонкий момент. Для инициации подобного процесса Вам нужно иметь в своём распоряжении оригиналы документов, в том числе платёжных.

С увеличением доли частного сектора в сфере медицинских услуг растёт и количество дел о конфликтах между пациентами и частными медицинскими организациями. Наиболее частной причиной споров становятся несоответствие качества оказанной медицинской услуги тем тарифам, которые заявляет клиника, или указанным в договоре требованиям к этой услуге со стороны пациента.

Как показывает практика, зачастую достаточно продемонстрировать свою готовность и к такому варианту решения конфликта, чтобы частная клиника приняла все меры, чтобы дело не дошло до уголовного производства. Так как в таком случае на кону стоит не только репутация, но и лицензия на право осуществлять определённые виды медицинских услуг, а то и вообще право работать в медицинской сфере по профессии.

Комментарии: