Ни одна из прямых линий с президентом РФ В.В.Путиным не обошлась без вопросов, касающихся состояния российской системы здравоохранения, качества оказания и доступности медицинской помощи. После резонансной истории 2017 года, когда к главе государства обратилась молодая женщина, страдающая онкологическим заболеванием в IV стадии, на всех уровнях стала обсуждаться целесообразность активно реализуемой программы оптимизации здравоохранения.
Согласно идее, выдвинутой Минздравом, идет перераспределение финансовых потоков в целях создания крупных, хорошо оборудованных больниц в областных и районных центрах, и постепенная ликвидация малобюджетных медицинских учреждений, содержание которых слишком дорого обходится бюджету при практически нулевой эффективности их деятельности. Можно сказать, что Дарья Старикова стала жертвой такой оптимизации: из-за отсутствия оборудования в местной больнице, которое позволяло бы на ранних стадиях заболевания верно поставить диагноз, в течение длительного времени девушка длительное время не получала адекватное лечение. История, конечно, трагическая, и вполне понятно недовольство населения по этому поводу.
Продолжением темы стал вопрос жителей небольшого городка Струнино, расположенного в Александровском районе Владимирской области. Инициативная группа обратилась к резиденту с просьбой сохранить местную больницу, поскольку поездки в райцентр отнимают много времени и связаны со значительными трудностями (в частности, путь на электричке от Струнино до Александрова занимает 30 минут), что значительно снижает доступность получения медицинских услуг. Как и следовало ожидать, на следующий день в Струнино приехали все чиновники, так или иначе участвующие в принятии решений, и бодро отрапортовали: сохраним, восстановим, откроем, посодействуем, окажем.
Казалось бы – все проблема решена. Но это решение – лишь в рамках одного района одной области, и, похоже, принятое на волне эмоций, а не основанное на здравом смысле и на результатах расчетов. Жалобы на закрытие больниц поступают из всех регионов РФ. В Сибири роженицы вынуждены ехать в перинатальный центр за 600 км; в небольшом поселке Нижегородской области ликвидирован стационар на 10 мест; в Ставропольском крае закрыта больница, представляющая собой полуразрушенный деревянный барак… Перечислять можно бесконечно. Естественно, первой реакцией большинства граждан будет искреннее возмущение: как же так, граждан лишают возможности получать медицинскую помощь! Однако, все не так однозначно.
Что представляют собой большинство местечковых больниц? Чаще всего – это построенные лет 40-50 назад здания, давно не видевшие ремонта. Стоит ли говорить о морально устаревшем оборудовании, в лучшем случае позволяющем подтвердить лишь простейший диагноз? Понятно, что требования оснастить каждый амбулаторный пункт высокотехнологичными приборами последнего поколения – не более, чем популизм: никакой бюджет не выдержит подобной нагрузки. Зато за счет перераспределения финансовых потоков появляется возможность создать многофункциональные медицинские центры, где каждый пациент сможет пройти обследование и получить качественную медицинскую помощь, в том числе и высокотехнологичную.
Остановимся подробней на ситуации в Струнино. Население города составляет 14 тысяч человек. По данным Росстата, в России в 2017 году на каждую тысячу населения родилось 11 человек. Исходя из этих данных, населенному пункту необходим роддом на… 2 койки. А теперь стоит посчитать, сколько, к примеру, стоит оборудование для реанимации новорожденных, плюс затраты на оплату труда медицинского персонала, плюс текущие расходы на поддержание здания в рабочем состоянии – и это далеко не полный перечень расходных статей! Аналогичная ситуация со всеми отделениями, о которых говорилось в обращении к Президенту.
А ведь по большому счету, в данном случае вопрос доступности медицинской помощи в большей степени адресован к местным властям, а не к чиновникам от здравоохранения. Расстояние между Струнино и райцентром составляет всего 14 км. Что мешает местной администрации организовать междугородний маршрут, причем не до автовокзала г. Александров, а прямо до центральной районной больницы, да еще и в удобные часы, чтобы пациенты могли и анализы сдать, и на прием к специалистам попасть. Плохие дороги? Так может, дешевое будет отремонтировать 14 км асфальтового полотна, чем содержать в Струнино полноценную многопрофильную больницу?
Правильным решением в этой ситуации будет не стремление продемонстрировать быструю реакцию на жалобу, а системная работа с населением: разъяснение, убеждение, и – самое главное – принятие мер, которые сделают медицинскую помощь по-настоящему доступной.