Политика мирного сосуществования: как в Северной столице обеспечивается баланс интересов частных, государственных и федеральных медучреждений

Дмитрий Иванов
Худой мир лучше доброй ссоры – принцип взаимодействия медицинских учреждений разных форм собственности в Санкт-Петербурге. Разрешить противоречия помогают «круглые столы», на которых в процессе обсуждения проблем вырабатываются оптимальные пути их решения.
03.07.2018
1020

Приоритетная задача государственной власти – обеспечить каждому качественную и доступную медицинскую помощь каждому гражданину, независимо от возраста, материального положения и социального статуса. И на федеральном, и на региональном рынке успешно работают медучреждения, специализирующиеся на оказании определенного вида медицинских услуг. В силу такого «разделения интересов» властные структуры Санкт-Петербурга заинтересованы в расширении сотрудничества с медицинскими учреждениями федерального подчинения при условии прозрачного взаимодействия этих организаций и органов власти.

Как распределять деньги?

Большинство проблем во взаимоотношениях медучреждений разных форм собственности упирается в деньги. Классическим примером успешного взаимодействия ОМС и частной медицины являются репродуктивные технологии, включая ЭКО. До прихода на рынок частных клиник эту процедуру можно было сделать только в двух учреждениях СПб, очередь в которые растягивалась на несколько лет. Естественно, что после допуска к средствам ОМС частники заявили о готовности брать как можно больше пациентов, и сразу возник конфликт по поводу распределения финансирования. В результате долгих дискуссий были выработаны прозрачные и понятные критерии, по которым распределялись финансовые потоки. Сегодня из 22 медорганизаций, занимающихся ЭКО, 13 имеют частную форму собственности. Однако, здесь возникает другая сложность: объем и качество оказанной медицинской услуги одинаковы, тариф – тоже. Только в государственных учреждениях закупка дорогостоящего оборудования, выплата зарплаты медицинскому персоналу осуществляется из средств бюджета, а частникам приходится на эти цели выкраивать средства из тарифа, что существенно снижает рентабельность бизнеса. Аналогичная ситуация наблюдается с гемодиализом, магнитно-резонансной и компьютерной томографией.

Частная или государственная клиника?

По статистическим данным, в СПб количество организаций, оказывающих медицинские услуги, намного больше, чем нужно для полного закрытия потребности. В направлениях, пользующихся традиционно высоким спросом, конкуренция особенно высока.

Власти отдают отчет, что все участники рынка обладают равными правами на доступ к средствам ОМС, и ни одна из организаций не может иметь каких-либо преимуществ. Как отмечал в одном из своих выступлений президент Путин В.В., в России формируется не государственная, а национальная система здравоохранения, что является прямым подтверждением равных прав на доступ к системе ОМС. Однако до сих пор не выработаны критерии оценки, по каким направлениям лучше справляется частная медицина, а где приоритет отдается государственным медучреждениям. Со стороны пациентов часто высказываются сомнения в квалификации врачей частных клиник и в необходимости всех назначаемых процедур.

Включение частных клиник в систему ОМС

Во вcех развитых странах медицинское страхование является стандартной моделью финансирования. В частности, в Германии практически все государственные клиники приватизированы частными инвесторами. Это значит, что инвестиции и развитие полностью возлагаются на плечи собственника. С другой стороны, медучреждение получает гарантированный поток пациентов, причем установленные тарифы позволяют не только покрывать текущие расходы, но и получать солидную прибыль.

В России ситуация иная: во-первых, запланировать количественные показатели не представляется возможным, во-вторых, с установленными тарифами о получении прибыли остается только мечтать. Частным инвесторам предлагается самостоятельно оценить все риски и принять решение о готовности работать в таких условиях. Отсюда вытекает проблема перевыполнения плановых задач учреждениями как государственной, так и частной формы собственности. За последние годы заметно возросло количество исков, принуждающих ФОМС оплачивать сверхоказанные услуги, но поскольку эти расходы не были запланированы бюджетом, образуется дисбаланс.

Вопросы планирования актуальны практически ля всех европейских стран. Так, при перевыполнении плана пациенту может быть отказано в плановой помощи, но в экстренных случаях помощь будет оказана. Немаловажным преимуществом оказания помощи по ОМС является срочность: в Европе ожидание затягивается на более длительный срок, чем в Санкт-Петербурге.

Вместо заключения

Регулярное обсуждение проблем с участием всех заинтересованных лиц – самый короткий и эффективный способ нахождения вариантов их решения. Бюджет фонда ОМС одинаково доступен и для частной, и для государственной медицины, а одним из главных условий эффективного взаимодействия является прозрачность и однозначность условий финансирования. Повышению качества оказываемой помощи и достижению баланса интересов способствует уникализация медицинских услуг, т.е. узкая специализация медучреждений. Как пример – то, что может «Русская Балтика», не доступно в муниципальных учреждениях, а услуги, оказываемые в институте Мечникова, не входят в сферу интересов «Евромеда». Достичь желаемых результатов можно только в процессе открытого диалога с выслушиванием мнений всех заинтересованных сторон. Выигрыш очевиден – качественная и доступная медицинская помощь для всех жителей Санкт-Петербурга.

Комментарии: