Слияние ведомств-титанов – пенсионного, социально-страхового и медицинского страхования. Или: «Бюджеты всех фондов – объединяйтесь!»

Дмитрий Иванов
Совмещение источников финансирования разных страховых структур опасно, считает ФОМС. Общая система здравоохранения в стране начнет рушиться и работать со сбоями.
31.05.2019
1157

Министерство труда РФ внесло на рассмотрение Правительству предложение, соединить в единый организационно-правовой «мегалит» три разных по профилю страховые организации – Пенсионный Фонд РФ (ПФРФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Предлагается выводить каждое учреждение из государственного ведомства и преобразовывать их в «Публично-правовую компанию» (ПАО).

История идеи консолидации страховых фондов

На самом деле инициатива не новая. Уже были попытки реорганизации ПФР в ПАО. Обнародовали эту идею еще в 2017 г. журналисты информационного агентства РБК. Тогда чиновники были убеждены, что такой подход усилит возможности фондов в инвестиционном сегменте деятельности.

Но изучение и рассмотрение проекта было отложено на некоторое время. Всё внимание переключилось на президентские выборы в марте 2018 и проведение «пенсионной реформы». Заниматься усовершенствованием идеи консолидации ведомств было некому. Однако предвыборные и послевыборные страсти немного поутихли, и реформаторы проснулись вновь.

Сейчас ими активно инициируется слияние страховых учреждений в единое суперведомство с преобразованием в ПАО. По мнению вице-премьера, Голиковой Татьяны, подразумевается это сделать для того, чтобы значительно уменьшить расходы на административную деятельность и сделать работу фондов более прозрачной.

Кому это интересно – аргументы «за»

Руководящий состав предпринимательства (РСПП – Российского Союза промышленников и предпринимателей) и директора различных заинтересованных коммерческих структур приняли такой поворот событий сразу же. Оно и понятно, им же проще заключать сделки с одной организацией, чем с тремя.

«Застолбить» лобби такого законодательного проекта могут и на фондовом рынке крупные игроки, что открывает им дополнительную нишу для ставок, размещения на бирже инвестиционных финансовых предложений от всех трех страховых фондов. Например, РБК раскрыл сведения о переходящих остатках Пенсионного фонда, зафиксированного в конце 2017 г. Общая сумма составила – 234 млрд. руб. А по структурам ФСС и ФОМС значения регистрируются еще большими суммами. И это еще без учета обновления базы.

Есть подозрения, что в виду нестабильной конъюнктуры в России (снизилось количество предложений по инвестициям, вложения капиталов стремительно перетекают за границу и другие прецеденты) именно больше всего идею станут поддерживать спекулятивные ниши рынка – брокеры, профессиональные фондовые игроки, предприниматели и даже экономисты ВШЭ (Высшей школы экономики) и деятели ЦСР (Центра стратегических разработок).

Кого встревожила инициатива слияния фондов – аргументы «против»

Представители Института проблем глобализации оценивают ситуацию неоднозначно. Например, в объединении информационных баз они не видят ничего плохого и указали даже в качестве примера на слияния баз налоговой, таможенной и банковской служб. Но вот риски видят в обособленности ПФР от государства – игра начнется по схеме «каждый сам за себя». «И даже слияние баз данных могут превратить в некий «цифровой концлагерь», где под контролем консолидированного сообщества будет каждая операция, каждое посещение пациента в больницах», – опасается глава института.

Сами же представители страховых организаций понимают, что некое «зерно истины» присутствует в этом предложении. Но они отмечают целый ряд рисков, которые могут последовать за преобразованием разнородных структур. В частности, ФОМС видит опасность в объедении фондов для обеспечения финансирования права граждан на медицинскую помощь. Его представители дали серьезные аргументы против объединения:

  • потеря гарантий стабильного финансирования – деньги на оборудование и процедуры придется занимать в долг;
  • утрата обособленности финансовых потоков – не на все виды медицинской деятельности можно будет потратить выделяемые суммы;
  • разрыв целостности в структуре здравоохранения – система перестанет слажено работать, некоторые отделения могут простаивать из-за недостатка финансов.

Социальные обязательства по лечению больных ОМС не будут выполняться перед гражданами страны. Необходимость в получении дополнительных субсидий, ассигнаций из государственного бюджета не исчезнет. Обязательство бюджета не высвободится перед фондами, все равно, а граждане не будут получать медпомощь в надлежащем качестве. В конечном итоге, это вызовет резкое недовольство населения правительством, – заключает ФОМС в интервью ТАСС.

Фонд неоднократно объяснял, что финансирование страховых организаций разное, соответственно, отличаются дефициты покрытия их бюджетов при обращении к государству. Когда структуры начнут формировать каждый свои расходы и доходы, то неизбежно образуется дефицит консолидированного (общего) бюджета. Возможно, даже расходы из федерального бюджета только увеличатся. Поэтому слияние разнородных фондов ничего не решит в сегменте финансов.

Кроме этого, субъекты ФОМС (все медучреждения, действующие по ОМС) предоставляют услуги адресно, а у ПФР и ФСС обязательства перед гражданами публично-правового характера. Страховое обеспечение по ОМС реализуется непосредственно перед каждым застрахованным лицом – выплаты, пособий, оказание медпомощи, изготовление протезно-ортопедической продукции, организация путевок в санатории и другое.

Ситуация на сегодня

На сегодня никаких решений принято не было. К идее о слиянии фондов чиновники относятся с опасением и очень аккуратно представляют свои заявления. Планируется обсудить целесообразность воплощения идеи Минтруда РФ на заседании правительственной Комиссии 31 мая текущего года. Об этом 23 мая сообщает ТАСС глава РССПП, координирующий сторону коммерции и социально-трудовых отношений среди населения страны.

Комментарии: