В Государственной Думе рассмотрена проблема участившихся случаев судебных преследований работников здравоохранения. Комитет по охране здоровья обратил внимание на то, что именно хирурги чаще других медработников становятся участниками уголовных процессов.
Статистика работы судов за 2016-2017 гг. такова, что за этот период на долю хирургов пришлось 4 из 10 уголовных дел, возбужденных против медработников. Несравнимо реже возбуждаются дела против акушеров-гинекологов (21%), педиатров (8%), анестезиологов-реаниматологов (13%), терапевтов (6%).
Наиболее частой формулировкой обвинения становится причинение смерти по неосторожности. Помимо этого врачам в вину вменяют причинение тяжкого вреда здоровью, халатность, оказание услуг, не соответствующих нормам безопасности. Всего в 2016 г. зарегистрировано 230 потерпевших по уголовным делам против медиков. Год спустя эта цифра увеличилась – 242. Оправданы врачи были только в 4% случаев.
Следствием этого стала массовая текучка кадров, особенно хирургов. Если обратиться к статистическим данным Минздрава, то по состоянию на 2019 г. нехватка хирургов в Российской Федерации в учреждениях здравоохранения оценивается в 7,5 тысяч специалистов. По итогам 2016 г. недостаток хирургов общего профиля составлял 20683 человек, а за 2 последующих года эта цифра уменьшилась до 19919. Результаты 2019 г. пока не обобщены.
К самым негативным явлениям, присущим российским больницам, можно отнести: нехватку современного высокотехнологичного оборудования, а также несоответствие тарифов по основным клинико-статистическим группам реальным расходам. Если пациент имеет сложный диагноз, например, послеоперационное осложнение, кишечный свищ или панкреонекроз, то для лечебного учреждения в силу целого ряда причин он является нерентабельным.
Причина кроется не только в дороговизне расходных материалов, но из-за нее внедрять в должном объеме современные эндоскопические хирургические методы – крайне трудная задача. А между тем именно эндоскопия является максимально щадящей технологией, сокращающей реабилитационный период и вероятность осложнений при операциях на органах пищеварительного тракта.
В настоящее время финансирование лечебных учреждений здравоохранения оставляет желать лучшего. Чтобы пациент получил направление на лечение в организацию, представляющую высокотехнологичную помощь, у него должно присутствовать внутреннее кровотечение, хронический панкреатит, либо иное тяжелейшее осложнение, требующее проведения немедленной операции. Никто не вправе направить пациента в межрайонный центр или медорганизацию третьего уровня без утвержденного госзадания и соответствующего тарифа.
Нуждается в корректировке и образовательный стандарт подготовки хирургов. При поступлении в ординатуру уже год спустя специалист может приступать к работе в поликлинике. Эксперты сходятся во мнении, что на самом деле ординатура должна состоять из 2 лет клинической стажировки. Пройти второй этап ординатуры должны иметь право только хирурги, проработавшие 2 года.
В других странах система страхования охватывает не только пациентов, но и врачей. В нашей стране хирурги остаются без страховой защиты. Такое положение вещей не может не тревожить работающих специалистов и будущих выпускников. Во всем мире при возникновении в лечебном учреждении конфликта между врачом и пациентом первыми в нем разбираются страховые компании. В России конфликт разбираются различные инстанции, а страховщики остаются в стороне.
В Государственной думе будет сформирована рабочая группа при комитете по охране здоровья. В ее задачу будет входить правовая защита врачей. Речь идет о перспективах страхования профессиональной ответственности медиков, а также внесении поправок в медицинские статьи УК РФ.
Инициатива думского комитета – не первая. Подобные идеи рассматривались под разными углами вот уже около 20 лет. Удовлетворяющего все заинтересованные стороны практического решения так и не было найдено. Какими станут итоги работы новой рабочей группы думцев – покажет время. Медицинская общественность внимательно наблюдает за ходом обсуждения проблемы на законодательном уровне.
Ситуация пока остается весьма тревожной. Количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел против врачей только увеличивается, согласно статистике МВД РФ. Растет и разнообразие формулировок обвинительных заключений.
Один из свежих примеров: доктор предложил пациенту с угрозой ампутации ноги докупить за свой счет необходимые расходные материалы, которые не входят в оплачиваемый ОМС перечень. Пациент согласился, ампутацию удалось предотвратить. А затем обратился в суд с претензией. В результате врачу предъявлено обвинение по уголовной статье. Если бы хирург действовал по должностным инструкциям: пациент остался бы без ноги, а врач – без приговора.