В том, что в российском здравоохранении имеется немало спорных вопросов, сомневаться не приходится. Работа законодателей служит тому подтверждением. На проводимых осенью этого года совещаниях с участием Президента РФ, речь идет об уровне окладов медперсонала, дефиците кадров и других актуальных проблемах. На конец октября запланировано внеочередное заседание Госсовета, посвященное поиску путей решения наболевших вопросов здравоохранения.
Начать оценку обеспечения российского здравоохранения можно с уточнения финансовых средств, выделяемых на каждого пациента. В 90-х гг. на здравоохранение бюджетом выделялось около 3% от ВВП. Уровень доходов медиков на тот момент оставлял желать лучшего, здания медучреждений нуждались в капитальном ремонте, новое оборудование не закупалось, а имеющееся ремонтировать было не на что. Смертность в стране в силу объективных причин стремительно прирастала.
К двухтысячным годам с экономическим ростом в стране финансирование здравоохранения увеличилось до 4% от ВВП. Приток бюджетных средств отразился наилучшим образом на работе медучреждений, тогда же был положен старт национальному проекту «Здравоохранение».
Некоторое время спустя финансирование сократилось до 3,5% от ВВП и на этой отметке замерло до настоящего момента. Несмотря на это, немалая доля оборудования в больницах была обновлена, здания получили долгожданный капремонт, были введены доплаты врачам. Следующим шагом стали майские указов Президента РФ в 2012 г, обязавшие увеличить оклады врачей до 2 раз от среднего по региону значения, а зарплаты младшего и среднего звена медработников на 100%.
В 2019 г. были введены в действие новые нацпроекты, в том числе и «Здравоохранение». На медицину в 2019-2024 гг. решено выделять свыше 1,7 трлн. руб. Владимир Путин в Послании к Федеральному собранию годом ранее заявил о том, что к 2024 г. государственное финансирование здравоохранения будет увеличено до 4-5% от ВВП.
Одна из ключевых проблем российского здравоохранения состоит в непредсказуемости спроса на медуслуги. Большая часть россиян обращается к врачам только тогда, когда обойтись без их помощи уже невозможно. Причинами такой стратегии поведения становятся:
В странах ОЭСР, куда не так давно желала вступить и наша страна, на здравоохранение тратят 5-8% от ВВП. Благодаря этому здоровье населения заметно выше, чем в России, как и продолжительность жизни. При отмеченном увеличении продолжительности жизни россиян отставание медицины не оставляет сомнений. В 2017 г. ООН объявила о том, что в Италии, Швейцарии, Японии, Испании, Австралии люди живут в среднем 83 года и более, и только на год меньше – в Швеции, Исландии, Канаде, Франции, Норвегии и Южной Корее. Сейчас РФ занимает в данном рейтинге 116 позицию, ведь россияне в среднем доживают только до 71,2 лет.
За последние несколько лет достижениями можно считать организацию повсеместной диспансеризации, а также открытие центров здоровья, где каждый желающий может измерить давление и получить консультацию. Этого мало. Если бы болезни на самом деле выявлялись на ранних стадиях, то нагрузка на систему здравоохранения сократилась в несколько раз. Ожидать при текущих размерах финансирования медицины (3,5% от ВВП) радикальных перемен не стоит.
Самый простой путь – мгновенное увеличение финансирования за счет бюджета. Но одних денег для радикальных перемен к лучшему не достаточно. Необходимо создание эффективной национальной модели здравоохранения, которой пока в нашей стране нет.
Советская модель в 90-х годах была уничтожена. Согласно ей, каждый получал весь необходимый комплект медицинских услуг бесплатно по первому требованию. На самом деле все было, разумеется, далеко не столь радужно. Существовали длинные очереди к специалистам, ужасающее содержание пациентов в стационарах, другие негативные моменты.
Заменой советской модели стала система ОМС. Именно через нее осуществляется финансирование государственных медучреждений. По мнению экспертов на самом деле ОМС – не осуществляет страховые функции, хотя бы потому, что около 5,1% от окладов работников выплачиваемых в бюджет работодателями и выделяемых из региональных бюджетов средств за неработающих россиян в сумме не достаточно для оплаты большей части медицинской помощи.
В этом же кроется и тотальный недостаток средств для оплаты труда медперсонала, действующие непосильные нагрузки на врачей в поликлиниках. Стремясь выполнить майские указы Президента РФ от 2012 г., руководство больниц пошло по пути наименьшего сопротивления, повысив оклады путем сокращения штата. В особых случаях медсестер стали оформлять уборщицами, чтобы сохранить их на рабочих местах, не повышая зарплату.
Решать назревшие проблемы здравоохранения необходимо с привлечением экономистов, юристов и экспертов в других областях. Наиболее перспективными выглядят следующие шаги: