Как предотвратить увольнения врачей?

Дмитрий Иванов
Причинами массовой текучки кадров в здравоохранении озабочены законодатели и Минздрав. Меры противодействия известны, дело за практикой.
23.09.2019
186

В том, что в российском здравоохранении имеется немало спорных вопросов, сомневаться не приходится. Работа законодателей служит тому подтверждением. На проводимых осенью этого года совещаниях с участием Президента РФ, речь идет об уровне окладов медперсонала, дефиците кадров и других актуальных проблемах. На конец октября запланировано внеочередное заседание Госсовета, посвященное поиску путей решения наболевших вопросов здравоохранения.

Предпосылки проблем здравоохранения дня сегодняшнего

Начать оценку обеспечения российского здравоохранения можно с уточнения финансовых средств, выделяемых на каждого пациента. В 90-х гг. на здравоохранение бюджетом выделялось около 3% от ВВП. Уровень доходов медиков на тот момент оставлял желать лучшего, здания медучреждений нуждались в капитальном ремонте, новое оборудование не закупалось, а имеющееся ремонтировать было не на что. Смертность в стране в силу объективных причин стремительно прирастала.

К двухтысячным годам с экономическим ростом в стране финансирование здравоохранения увеличилось до 4% от ВВП. Приток бюджетных средств отразился наилучшим образом на работе медучреждений, тогда же был положен старт национальному проекту «Здравоохранение».

Некоторое время спустя финансирование сократилось до 3,5% от ВВП и на этой отметке замерло до настоящего момента. Несмотря на это, немалая доля оборудования в больницах была обновлена, здания получили долгожданный капремонт, были введены доплаты врачам. Следующим шагом стали майские указов Президента РФ в 2012 г, обязавшие увеличить оклады врачей до 2 раз от среднего по региону значения, а зарплаты младшего и среднего звена медработников на 100%.

В 2019 г. были введены в действие новые нацпроекты, в том числе и «Здравоохранение». На медицину в 2019-2024 гг. решено выделять свыше 1,7 трлн. руб. Владимир Путин в Послании к Федеральному собранию годом ранее заявил о том, что к 2024 г. государственное финансирование здравоохранения будет увеличено до 4-5% от ВВП.

Почему прогнозы недостоверны?

Одна из ключевых проблем российского здравоохранения состоит в непредсказуемости спроса на медуслуги. Большая часть россиян обращается к врачам только тогда, когда обойтись без их помощи уже невозможно. Причинами такой стратегии поведения становятся:

  • низкая доступность бесплатных медицинских услуг, особенно в сельской местности и в малых населенных пунктах. Нередко пациент физически не способен самостоятельно добраться до необходимого ему врача;
  • даже в крупных городах с их развитой сетью больниц и поликлиник пациенты попадают на прием к врачам после многочасовых очередей, что для работающего населения является в большинстве случаев непреодолимым препятствием к своевременному обследованию. Только по официальной статистике нехватка участковых терапевтов оценивается в 25 тысяч специалистов, а дефицит медсестр и того выше. Отсюда повсеместная приверженность населения самолечению. Итогом становятся инсульты и инфаркты в 40 лет, а онкология диагностируется на поздних неоперабельных стадиях. Российская сверхсмертность мужчин в 40-45 лет – феномен для развитых стран;
  • низкий уровень доходов, не позволяющий большинству пользоваться платными медицинскими услугами. У населения нет накоплений, которые можно потратить при необходимости на лечение. Завершает картину упадка фиксирующееся последние 6 лет падение реальных доходов населения.

Каковы вложения – такова отдача

В странах ОЭСР, куда не так давно желала вступить и наша страна, на здравоохранение тратят 5-8% от ВВП. Благодаря этому здоровье населения заметно выше, чем в России, как и продолжительность жизни. При отмеченном увеличении продолжительности жизни россиян отставание медицины не оставляет сомнений. В 2017 г. ООН объявила о том, что в Италии, Швейцарии, Японии, Испании, Австралии люди живут в среднем 83 года и более, и только на год меньше – в Швеции, Исландии, Канаде, Франции, Норвегии и Южной Корее. Сейчас РФ занимает в данном рейтинге 116 позицию, ведь россияне в среднем доживают только до 71,2 лет.

За последние несколько лет достижениями можно считать организацию повсеместной диспансеризации, а также открытие центров здоровья, где каждый желающий может измерить давление и получить консультацию. Этого мало. Если бы болезни на самом деле выявлялись на ранних стадиях, то нагрузка на систему здравоохранения сократилась в несколько раз. Ожидать при текущих размерах финансирования медицины (3,5% от ВВП) радикальных перемен не стоит.

Что делать?

Самый простой путь – мгновенное увеличение финансирования за счет бюджета. Но одних денег для радикальных перемен к лучшему не достаточно. Необходимо создание эффективной национальной модели здравоохранения, которой пока в нашей стране нет.

Советская модель в 90-х годах была уничтожена. Согласно ей, каждый получал весь необходимый комплект медицинских услуг бесплатно по первому требованию. На самом деле все было, разумеется, далеко не столь радужно. Существовали длинные очереди к специалистам, ужасающее содержание пациентов в стационарах, другие негативные моменты.

Заменой советской модели стала система ОМС. Именно через нее осуществляется финансирование государственных медучреждений. По мнению экспертов на самом деле ОМС – не осуществляет страховые функции, хотя бы потому, что около 5,1% от окладов работников выплачиваемых в бюджет работодателями и выделяемых из региональных бюджетов средств за неработающих россиян в сумме не достаточно для оплаты большей части медицинской помощи.

В этом же кроется и тотальный недостаток средств для оплаты труда медперсонала, действующие непосильные нагрузки на врачей в поликлиниках. Стремясь выполнить майские указы Президента РФ от 2012 г., руководство больниц пошло по пути наименьшего сопротивления, повысив оклады путем сокращения штата. В особых случаях медсестер стали оформлять уборщицами, чтобы сохранить их на рабочих местах, не повышая зарплату.

Решать назревшие проблемы здравоохранения необходимо с привлечением экономистов, юристов и экспертов в других областях. Наиболее перспективными выглядят следующие шаги:

  1. Систематические и масштабное обследование состояния здоровья населения для выявления реального общественного запроса по каждой категории медицинских услуг в стране.
  2. Ведущим элементом российской системы здравоохранения является первичное звено, которое необходимо финансировать из бюджетных средств. Для того, чтобы решить проблему дефицита кадров, требуется предложить соискателям достойный размер оплаты труда. Дополнительно необходимо обеспечить создание системы оценки работы врачей населением. Оплата труда каждого врача должна зависеть от результатов его работы, квалификации, опыта, востребованности.
  3. Скорая помощь не может быть выведена за рамки бюджетного финансирования, как это происходит в настоящее время. Работа этого сектора – это спасенные жизни, ведь от оперативности оказания неотложной медицинской помощи зависят пациенты, оказавшиеся в аварии, получившие тяжелую травму, отравление и т.д.
  4. На финансировании ОМС должны остаться высокотехнологичная, специализированная и реабилитационная медицинская помощь. Если текущий страховой тариф будет сохранен, то выделяемого финансирования хватит для оплаты труда медперсонала и поддержки материально-технического обеспечения на достойном уровне.

Комментарии: