В системе обязательного медицинского страхования долгое время назревает реформа – и пандемия коронавируса лишь подчеркнула текущее состояние дел. Усовершенствование ОМС призвано решить ряд фундаментальных проблем, возникающих на местах. Однако кардинальных перемен не планируется. Как отмечают представители власти, изменения должны быть постепенными, своевременными и взвешенными, ведь требующие корректировки вопросы имеются всегда.
Успешность работы имеющееся в России системы бесплатного лечения, доступность необходимых населению исследований и процедур напрямую зависят от слаженности механизма финансирования, рационального администрирования имеющихся ресурсов.
Одной из уязвимостей, наиболее сильно влияющих на работу системы ОМС, выступает дифференциация тарифов в регионах. Уже сейчас обеспечение денежными ресурсами территориальных фондов осуществляется по общим федеральным правилам.
Так, используется единый подушевой финансовый норматив ОМС с применением территориальных коэффициентов, учитывающих конкретные особенности местности и даже отдельного пациента. Дополнительно применяются общие для всех субъектов федерации принципы тарификации и такие методы возмещения медорганизациям затрат на оказанное лечение, которые уже доказали свою эффективность.
Хотя перечисленные меры и помогают реализовать принцип социальной справедливости в распределении финансов через использование региональных коэффициентов, однако имеющиеся различия в денежном обеспечении территориальных фондов все же приводит к неравномерности оказания медицинских услуг.
Сегодня полученные целевые средства на уровне регионов распределяют формально, зачастую не учитывая фактическую потребность жителей в объемах лечения. Задача административного аппарата – установить объемы планируемой помощи для медицинских организаций, а также тарифы на медицинские услуги с использованием поправочных коэффициентов.
Для большой страны использование поправочных значений необходимо, поскольку регионы имеют значительные различия между собой в вопросах заболеваемости и лечения. Однако практика показывает, что расчеты осуществляются без оценки реальной ситуации, без учета действительных экономических показателей – они попросту отсутствуют в тарифных соглашениях. Служащие опасаются излишней финансовой нагрузки на бюджеты субъектов, поэтому и допускают необоснованность расчетов и излишний формализм.
Отсутствие единообразия, особенно по направлениям тарификации медицинских услуг и информационного учета оказанной помощи, обозначило необходимость повышения управляемости системой. Речь идет о внедрении единого финансового оператора, а также структуры, которая объединит в одной вертикали все спорные вопросы.
Реформирование уже началось. В 2019 году Федеральный фонд ОМС был наделен полномочиями по контролю над формированием тарифов, соответствием региональной тарифной политики требованиям базовой программы ОМС.
Следующий шаг – введение ответственности региональных ведомств за несоблюдение обязательных требований при уточнении механизмов финансирования медицинской помощи. Контрольными функциями по этому вопросу уже наделен Минздрав России. Министерство будет проверять эффективность работы органов государственной власти субъектов в рамках предоставленных им полномочий с помощью обязательных для исполнения предписаний, а также привлечения ответственных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Дальнейшие изменения также будут направлены на централизацию фондов, повышение эффективности использования ресурсов системы ОМС, обеспечение единообразия работы и прозрачности расчетов. Планируется внедрить юридические механизмы, которые заставят власти субъектов быстро исправлять выявляемые ошибки и недостатки. С другой стороны, о снижении финансовой нагрузки на регионы речи пока не идет.
Распространение коронавируса выявило наиболее слабые и уязвимые места в системе оказания бесплатной медпомощи. Кроме вышеозначенных проблем это необходимость иметь в запасе хорошо оборудованный коечный фонд, который бы мог адекватно ответить на вызовы инфекции. Сейчас такой фонд активно создается. Его судьба после окончания пандемии пока не определена – это либо использование по назначению в решении текущих задач, либо консервация и поддержание для экстренного использования в неблагоприятной обстановке.
Отмечается, что на сегодняшний день ни одна из мировых систем финансирования здравоохранения не способна полностью закрыть все вопросы, возникающие в условиях распространения инфекции. Стоимость лечения пациентов с COVID-19 значительно различается и зависит от формы заболевания. Лечение легкой формы в домашних условиях не требует серьезных затрат, а нахождение больного в реанимации является очень дорогостоящим. Сейчас в системе ОМС еще идет прием счетов, сформированных лечебными учреждениями за первый полный месяц работы в условиях пандемии.