Иски пациентов (их родственников) к медицинским организациям по последствиям оказания медицинской помощи с пороками качества и /или безопасности становятся достаточно обыденным явлением ввиду того состояния отечественного здравоохранения, в котором оно находится в силу разных причин.
Примеры:
Гражданское законодательство, регулирующие вопросы юридической ответственности за нарушения имущественных и неимущественных прав граждан устроено таким образом, что несмотря на ненадлежащие действия медицинского работника, приведшие к неблагоприятному исходу в состоянии здоровья пациента имущественные последствия в виде удовлетворенного его гражданского иска, например, о компенсации морального вреда, несет не сам работник, а его работодатель[1] - медицинская организация с которой медицинский работник находится в трудовых отношениях, так как подобное является одним из лицензионных требований для осуществления медицинской деятельности[2].
В то же время нормами Гражданского права установлено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом[3].
Таким образом регрессные требования медицинской организации к врачу – это право требования работодателя по возмещению проведенных им выплат в пользу третьего лица (пострадавшего пациента или его родственников в случае смертельного исхода) с лица, непосредственно причинившего вред в рамках той материальной ответственности, которая установлена нормами Трудового кодекса РФ: «Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается …необходимость для работодателя произвести … выплаты на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам[4].
По общему правилу врач несет материальную ответственность перед медицинской организацией в пределах среднего месячного заработка[5].
Решением Черняховского районного суда Калининградской области в 2015 году был взыскан ущерб в порядке обратного требования (регресса) с врачей ГБУЗ КО «Черняховская ЦРБ» в ее пользу в размере их средней месячной заработной платы 37 277, 19 рублей и 42 689, 29 рублей соответственно ввиду того, что судом был установлен факт невыполнения обязательств медицинскими сотрудниками, что способствовало прогрессированию имеющегося у ребенка заболевания с последующем предъявлением иска по последствиям некачественной медицинской помощи и его удовлетворения.
Но есть и исключения, установленные Трудовым кодексом РФ, когда на врача может быть возложена полная материальная ответственность (регрессные требования к нему предъявляются не в размере среднего месячного заработка, а в полном размере суммы, выплаченной медицинской организацией по решению суда).
Почему фигурирует выражение «может быть возложена»? Потому что привлечение к материальной ответственности — это право, а не обязанность работодателя: работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника[6].
Рассмотрим установленные законом случаи полной материальной ответственности применительно к трудовой деятельности врача[7].
Умысел означает: врач осознает, что оказывает медицинскую помощь пациенту в противоречии с установленными требованиями (стандартами, клиническими рекомендациями (протоколами лечения, общепризнанными правилами медицины ) и желает наступления у пациента неблагоприятных последствий в состоянии здоровья. Подобная форма вины автору статьи, практикующему в сфере медицинской юриспруденции с 1999 года ни разу не встречалась, хотя один анекдотичный случай вне пределов России все же можно привести : «Польский стоматолог Анна Маквияк отомстила своему бывшему мужу, покинувшему ее ради новой подруги, весьма болезненным способом. Вскоре после расставания, которое заставило страдать 34-летнюю Анну, ее экс-супруг пришел к ней лечиться. Усадив пациента в кресло, Анна дала ему общий наркоз и, пока мужчина мирно спал, удалила ему все зубы. О том, что он лишился всех своих зубов, мужчина узнал только тогда, когда, вернувшись домой, посмотрел в зеркало. Открытие поразило не только самого изменника, но и его новую подругу, которая приняла решение оставить беззубого кавалера»[8].
Состояние опьянения должно быть установлено только по результатам соответствующего медицинского освидетельствования с оформлением акта установленной формы. Блестящие глаза, неустойчивая походка, запах алкоголя и прочие возможные характерные признаки для состояния опьянения, но без оформления документов не могут считаться юридическим фактом нахождения врача в данном неработоспособном состоянии.
Характерные составы преступлений, по которым привлекаются врачи к уголовной ответственности, это:
Обвинительный приговор в отношении врача, вступивший в законную силу и одновременно удовлетворенный гражданский иск в уголовном процессе или отдельно предъявленный гражданский иск после исполнения решения суда медицинской организацией является основанием для регрессных требований медицинской организацией к осужденному врачу в полном объеме.
В своей практике автор с подобными требованиями медицинских организация к своим работникам ни разу не встречался.
Составы административных проступков, в которых субъектом административной ответственности является врач, крайне мало. Среди них статья 6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности», устанавливающая наложение административного штрафа на врача территориальным органом Росздравнадзора[11] за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; за нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Под иной тайной понимается и врачебная тайна[12]. Применительно к врачебной тайне факт ее разглашения врачом должен быть установлен работодателем с документальным подтверждением данных обстоятельств о том, что эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.[13]
Например, врач стоматолог –терапевт муниципальной поликлиники, решил в свое нерабочее время (в субботу) в порядке личной инициативы провести лечение среднего кариесы у своей знакомой с взиманием платы, но без предоставления документов об её получении и неоформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Если после введения анестетика возник анафилактический шок и необходимость госпитализации пациентки в больницу скорой помощи, а затем пострадавшая предъявила иск, который был удовлетворен, то имеются основания предъявления регрессных требований в полном объеме.
До принятия решения о возмещении ущерба врачом работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки приказом по медицинской организации создается комиссия. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт[14].
Комиссия обязана установить следующие факты:
Если хотя бы одна составляющая из этой совокупности фактов отсутствует, то не выполнены условия для наступления материальной ответственности стороны трудового договора, установленные ст. 233 Трудового кодекса РФ и к врачу не может быть применено право регрессного требования.
Врач имеет право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в случае несогласия с результатами[15].
Кроме того, исключает материальную ответственность врача следующие обстоятельства:
Врач может добровольно согласиться возместить причиненный ущерб и тогда составляется «Соглашение о добровольном возмещении ущерба в полном объеме (размере среднемесячного заработка)» в котором могут быть обговорены и условия об рассрочке платежа. В противном случае взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению (приказу) работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба[16].
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом[17].
В чем преимущества для врача судебного способа возмещения работодателем причиненного ущерба либо оспаривания его решения о привлечении к материальной ответственности? Дело в том, что суд с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств может снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника[18], подобная возможность установлена и нормами гражданского права[19], а именно по этим нормам и реализуется право обратного требования (регресса) медицинской организации к врачу.
Следует отметить, что медицинская организация имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении врачом ущерба, причиненного работодателю, только в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба[20]. И это срок является пресекательным, так при выходе за его пределы возможность реализации права регресса прекращается.
Таким образом регрессные требования - это правовой механизм, который может применить работодатель (медицинская организация) к своему сотруднику (врачу) за негативные имущественные последствия ненадлежащего врачевания. Для защиты своих интересов у врача также есть свои правовые возможности, которые и были рассмотрены в данной статье, но лучший из них - обеспечивать своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, что установлено ч. 1 ст. 70 «Лечащий врач» Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ .
[1] Ч.1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ
[2] П. 4 д. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности»
[3] Ч.1 ст. 1081 Гражданского кодекса РФ
[4] Ст. 238 Трудового кодекса РФ
[5] Ст. 241 Трудового кодекса РФ
[6] Ст. 24 Трудового кодекса РФ
[7] Ст. 243 Трудового кодекса РФ
[8]http://ua-reporter.com/novosti/116553
[9] Ч.2 ст. 109 Уголовного кодекса РФ
[10] Ч.2 ст. 118 Уголовного кодекса РФ
[11] Ст. 23.81 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[12] Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении
[13] П. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"
[14] Ст. 247 Трудового кодекса РФ
[15] Ст. 247 Трудового кодекса РФ
[16] Ст. 248 Трудового кодекса РФ
[17] Ст. 248 Трудового кодекса РФ
[18] Ст. 25 Трудового кодекса РФ
[19] Ч.3 ст. 1083 Гражданского кодекса РФ
[20] Ст. 392 Трудового кодекса РФ