Правила поведения пациента в медицинских организациях как средство защиты прав и законных интересов медицинских работников

Алексей Панов
У граждан есть не только многочисленные права в сфере охраны здоровья, но и обязанности, регламентацию которых необходимо закреплять локальным нормативным актом и информировать о нем в доступных местах
11.07.2021
1838

Больница, поликлиника – место общественного пользования

Медицинские организации, как место осуществления медицинской деятельности, в том числе оказания медицинской помощи, служат общественным интересам граждан, так как удовлетворяют их потребности в охране здоровья.  Находясь на данной территории, граждане взаимодействуют между собой (ожидание врачебного приема, нахождение в палате, прием пищи в столовой стационар и т. д.) так и с медицинскими работниками, обладающими профессиональными знаниями, навыками умениями, используемыми для положительных изменений в состоянии здоровья пациентов.

Оказание медицинской помощи в большинстве случаев является технологическим процессом, в котором задействован медицинский персонал, лекарственные препараты, медицинские изделия, производственные помещения. Отклонения от него чреваты повышенными рисками причинения вреда здоровью, а то и жизни граждан.

Не трудно себе представить последствия, если бы пациент стационара по своему усмотрению входил в операционную, находился бы в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения в поликлинике и начинал выяснять отношения с врачом медсестрой, заведующем отделением, а затем еще и применил физическое насилие над ними.

Подобное поведение граждан (хожу, где вздумается (например, на даче), употребляю алкоголь, загораю без нижнего белья и пр.) является дозволительным, если гражданин находится на территории, принадлежащей ему на праве частной собственности или на другом законном основании и его действия не затрагивают права и интересы других лиц.

Однако нахождение гражданина в общественном месте, которым является медицинская организация, границы дозволительного поведения сужает в силу общественных интересов и то, что дозволено с точки зрения раскрепощенного поведения на даче, не может быть реализовано на территории медицинской организации. Правовым основанием для этого выступает статья 27 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, устанавливающая  немногочисленные обязанности граждан в сфере охраны здоровья, среди которых граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Отклонение пациентов от установленных правил поведения означает, что их действия или бездействия становятся противоправными, посягающими на общественных интересы других лиц и общественных порядок в целом.  В зависимости от объема и содержания противоправного деяния используются механизмы юридической ответственности, как установленные законом меры, призванные воздействовать на нарушителя в том числе в целях предупреждения его повторного противоправного личного поведения, а также других лиц.

При этом есть определенная особенность: недееспособность пациента, возраст до 14 лет, от 14 до 18 лет в силу норм уголовного, административного, гражданского законодательства ограничивает юридическую ответственность. Например, согласно ст.452 ГК за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, отвечает опекун или организация, обязанная нести за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Примеров противоправного поведения пациентов в медицинских организациях предостаточно в интернете:

  • лежачий больной после десяти дней в реанимационной палате, как только оказался в стационаре, сразу же закурил, наплевав на своих лежачих соседей[1];
  • врачи оказали пациенту необходимую медицинскую помощь и направили на амбулаторное лечение, однако мигрант оказался недоволен таким развитием событий. Он стал ругаться, оскорблять других пациентов и мешать работе врачей[2];
  • пациент Д.В. Морозовский пришел на прием к заведующему травматологическим отделением Муромской городской больнице №3, посещение закончилось скандалом. Пациент начал оскорблять врача, используя ненормативную лексику[3];
  • вечером 28-летний пациент пришел на прием к врачу в больницу города Норильска. В кабинете он высказывал претензии врачу, затем выбежал из больницы, зашел к себе домой и вернулся с пистолетом, из которого застрелил 35-летнюю женщину-врача[4].

Автор тоже имеет практику знакомств с отклоняющимся поведением пациентов на примере бюджетных учреждений здравоохранения города Омска.

Противоправное поведение пациентов в большинстве своем сводилось к словесному воздействию на медицинских работников на фоне повышенного эмоционального возбуждения граждан с элементами посягательства на достоинство личности, деловую репутацию. Характерно для женщин.

В редких случаях эмоциональное возбуждение переходило в попытки физического воздействия, но без причинения телесных повреждений (толкнуть в плечо, схватить за руку). В одной из медицинских организаций имел место случай, когда пациент разбил стекло, осколками которого был поранен работник регистратуры. Подобное поведение (телесный контакт) присуще для мужчин в возрасте 30–60  лет, молодежи, употребляющей наркотические и психотропные вещества.

Локальный нормативный акт

Как уже было отмечено ранее, в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об охране здоровья» предусмотрена обязанность граждан по соблюдению Правил поведения пациента в медицинских организациях. Вместе с тем данный закон не устанавливает ни структуру, ни содержание Правил. Не каких-либо упоминаний на эту тему и в нормативных правовых актах Минздрава России. Поэтому при их формировании необходимо руководствоваться общими правовыми нормами законодательства и их смыслом (толкованием).

 Субъектами поведения в медицинской организации являются собственно  пациенты (физические лица, которым оказывается медицинская помощь или которые обратились за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у них заболевания и от их состояния)[5]; близкие родственники пациента или лица, осуществляющие за ним уход (навещающие его); лица, обратившиеся за информацией (посетители регистратуры, приемного покоя); лица сопровождающие пациентов в медицинскую организацию и конечно же медицинские работники.

Формально вышеназванная статья имеет отношение к гражданам, находящимся на лечении, под которым понимается  комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни[6].

Под медицинской организацией понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, которое в качестве основного вида деятельности осуществляет деятельность медицинскую на основании лицензии, выданной в установленной законом форме, к медицинским организациям приравниваются также и индивидуальные формы, осуществляющие медицинскую деятельность[7]. Таким образом, граждане, находящиеся на лечении обязаны следовать правилам поведения во всех больницах, поликлиниках, санаториях, клиниках, центрах, медсанчастях и т. д. На наличие соответствующих обязанностей пациента не влияет ни вид оказания медпомощи, ни её форма, ни условия оказания.

В общем смысле Правила – это правовой организационный документ, который соответствует законодательству РФ в сфере охраны здоровья. Является локальным нормативным актом, содержащим в себе дозволения, запреты, ограничения, как виды правовых норм, регулирующих общественные отношения в границах медицинской организации с учетом специфики ее деятельности.

Поскольку медицинская организация является юридическим лицом, то она приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом[8]. Применительно к бюджетным учреждениям здравоохранения таким органом является главный врач, действующий на принципах единоначалия. Являясь руководителем учреждения, выполняя трудовую функцию в пределах своей компетенции он утверждает регламентирующие деятельность учреждения внутренние документы, издает приказы и распоряжения[9].

В рамках данных правомочий и изложенной правовой нормы Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ главный врач может утвердить правила поведения пациента в медицинской организации (далее Правила), закрепив их соответствующим приказом. По смыслу названия правила регулируют отношения с момента обращения пациента в медицинскую организацию и прекращают свое действие оставлением ее территории. Поэтому в них по мнению автора необходимо закрепить следующее:

  • порядок обращения в медицинскую организацию (стационар, поликлиника)
  • порядок выписки из медицинской организации и перевода пациента в другую медицинскую организацию;
  • права и обязанности пациентов;
  • режим работы медицинской организации, структурных подразделений, должностных лиц, график их приема;
  • порядок разрешения споров и конфликтов между медицинским персоналом и пациентом
  • иные вопросы, исходя из специфики деятельности медицинской организации.
  • ответственность пациентов.

Ответственность пациентов

Раздел об ответственности пациентов по мнению автора должен содержать перечень основных нарушений, которые не исключают за собой применение мер юридической ответственности.

К этим нарушениям могут относиться:

  • грубое, неуважительное или агрессивное поведение пациента;
  • неявка на назначенные процедуры или прием врача;
  • несоблюдение режима лечения;
  • самовольное оставление медицинской организации
  • отказ от явки на врачебную комиссию или несвоевременная явка;
  • употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ и табачных изделий;
  • организация и участие в проведении азартных игр;
  • выбрасывание мусора в местах, не предназначенных для этого;
  • использование электрических приборов, таких как утюг, плитки, кипятильники, телевизоры;
  • своевольное оставление палаты во время обхода, назначенных процедур, во время тихого часа.
  • несоблюдение тишины и покоя в рамках установленного режима работы

С точки зрения действующего законодательства в случае нарушения пациентами Правил работники медицинской организации вправе делать им соответствующие замечания (подобное не запрещено как мера, основанная на нормах морали и принятых правил поведения в обществе) и применять иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством.

Кроме того в Правилах обязательно должно быть указано, что воспрепятствование осуществлению процесса оказания медицинской помощи, неуважение к медицинским работникам, другим пациентам и посетителям, нарушение общественного порядка в зданиях, служебных помещениях и на территории, неисполнение законных требований медицинского персонала, причинение ему морального и физического вреда, причинение вреда деловой репутации медицинской организации, а также материального ущерба ее  имуществу, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

До медицинских работников необходимо довести процедуру выявления и фиксации нарушения.

 Медработник, обнаруживший нарушение, должен правильно оформить данный факт. Например, составить докладную записку на имя заведующего отделением, главного врача, указав все обстоятельства нарушения, кто еще может его подтвердить и данные гражданина.

У самого нарушителя необходимо потребовать развернутые объяснения, устных фраз будет недостаточно. В случае перехода конфликта на другой уровень - с привлечением механизмов государства в лице правоохранительных органов им нужна доказательственная база для квалификации содеянного.  В том числе не запрещено использовать возможности средств видеофиксации

Если нарушитель отказывается от дачи объяснений, а это его право, а не обязанность, то рекомендуется составить письменный акт об отказе от дачи соответствующих объяснений, который составляется тремя лицами: заведующим отделением, медицинским работником (лечащим врачом) и сотрудником отделения.

О свершившимся нарушении, оформленным согласно установленной  процедуры информируется главный врач медицинской организации, который должен принять решение об обращении в правоохранительные органы.

Информирование о правилах

Поскольку недисциплинированные пациенты могут ссылаться на то, что ничего не слышали о Правилах, то они должны быть размещены на видных местах в помещениях медицинской организации: структурных подразделениях, приемном отделении, официальном сайте, столовой. Не запрещено в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медицинской карте стационарного больного и иных формах медицинской документации указывать следующее

С правилами поведения пациента в медицинской организации ознакомлен. Дата. Фамилия имя отчество, подпись.

Привлечение СМИ

Для профилактики неправомерного поведения можно использовать извлечения из Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ с размещением на видных местах, соответствующих извлечении из правовых норм. 

Если все же было посягательство на права и законные интересы медицинского работника, то подобные факты нельзя замалчивать, а давать им официальный ход и доводить до применения мер юридической ответственности с размещением информации на сайте медицинской организации и привлечением региональных СМИ, которые, распространяя информацию, будут привлекать к ней внимание и тем самым даже профилактировать возможные повторные действия.

И в заключении хочу отметить, что Правила поведения пациента медицинской организации, устанавливающие определенный ограничения несут благо и самим пациентам. Например, при некоторых заболеваниях категорически противопоказано табакокурение и употребление спиртного. Поэтому в обязанности сотрудников входит объяснение этих правил, поскольку в противном случае может быть привлечён к ответственности сотрудник, который выполнял свои обязанности добросовестно.

[1] http://socgaz.ru/component/content/article/4527-lbychkir-v-palate.html?lang=ru&option=com_content&view=article&id=4527:lbychkir-v-palate.html&month=6&year=2017

[2] http://www.spb.aif.ru/incidents/chp/pacient_nii_skoroy_pomoshchi_ustroil_debosh_v_bolnice_i_slomal_nos_ohranniku

[3] http://molva33.ru/v-murome-patsient-obmateril-vracha-i-byil-nakazan/

[4] http://doctorpiter.ru/articles/15424/

[5] Ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ

[6] Там же

[7] Там же

[8] Ч.1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ

[9] Например, согласно примерному уставу бюджетного учреждения Омской области (Утвержден Постановлением Правительства Омской области от 30.11.2005 N 126-п

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle