Безграмотность населения и ее ликвидация в сфере здравоохранения

Дмитрий Иванов
Опрос выявил, что большинство наших соотечественников не имеют представления о том, как получить квалифицированную медицинскую помощь в случае болезни. Лишь 10% заболевших оказываются в поликлиниках, в то время как остальные занимаются самолечением или же проходят онлайн-консультации врачей.
03.08.2022
928

Отсутствие элементарных знаний

Социологи ознакомили население с результатами последних исследований. Согласно им, граждане России затрудняются ответить, куда именно стоит обращаться за помощью, если болезнь застала врасплох. Самые низкие показатели осведомленности продемонстрировало юное поколение в возрасте 18-24 лет. В ходе опроса были зафиксированы мнения 1500 человек. Позже данные результаты подтвердил и другой опрос. Он представлял собой более расширенную версию первого и показал, что лишь 14% опрошенных своевременно проходят полное обследование организма с профилактической целью. Также, стало известно, что 24% россиян совсем отказались от походов к врачу. Связано это с отсутствием доверия к современной доказательной медицине.

Таким образом, можно говорить о массовой медицинской безграмотности россиян. И это не одна проблема, а целая система мельчайших недочетов в здравоохранении. Складывается она из отсутствия «цифрового контура здравоохранения», а также из сложностей в маршрутизации предполагаемых пациентов.

Исследования происходили следующим образом: наши соотечественники, достигшие своего 18-летия могли заполнить специальную анкету онлайн вне зависимости от региона проживания. В анкете опрошенные представляли себя в разного рода ситуациях, вспоминали собственный опыт посещения клиник и описывали свои действия в ситуациях, когда необходимо получить помощь специалиста-медика или пройти плановое обследование.

По результатам стало известно, что около 63% опрошенных не понимают, что означает специализация того или иного врача, и не знают точный порядок действий при обращении за помощью. При этом не важно, идет ли речь о государственных или частных клиниках.

Молодые люди до 24 лет хуже всего ориентируются в устоявшейся системе. 20% отвечающих совсем не могли дать ответ на заданный вопрос, а 40% юношей и девушек осведомлены лишь об экстренных телефонах и о маршруте до ближайшей к дому поликлинике.

Следующая возрастная группа состояла из людей 25-34 лет и показала более приемлемые результаты. Среди них только 8% полностью не осведомлены в работе медицинских учреждений.

Их опередила старшая возрастная группа с отвечающими 45-54 лет. Среди них 5% растеряны, когда требуется обратиться за медицинской помощью.

Кроме того, авторы опроса утверждают, что построить маршрут от дома до клиники бывает сложно предполагаемым пациентам не только во время первого посещения мед. учреждения. Другой часто встречаемой проблемой становится выбор специалиста. Участники опроса комментируют этот момент следующим образом: врачи часто не предоставляют исчерпывающую информацию относительно того, какие шаги необходимо предпринять, чтобы получить помощь. Нет достоверной информации о сдаче анализов, методах лечения и т.д.

Мнение пациентов

Также, в опросе фигурировал вопрос о том, что пациентам помогло бы в данной ситуации. Наиболее популярный ответ здесь – индивидуальный подход к каждому обратившемуся за помощью и осовременивание технологий.

Около 72% отвечающих мечтают о полном поэтапном сопровождении на протяжении всего времени лечения. 67% хотят, чтобы многие процессы перетекли в онлайн формат. Например, подбор клиники, запись, напоминание о дате приема. Данные изменения особенно сильно ждут представители более молодого поколения (18-34 лет).

Очевидно, что дефицит информации – одна из основных причин несвоевременных обращений за помощью. Чтобы его восполнить 38% россиян советуются с близкими относительно вопросов здоровья, а 35% больше доверяют информации в интернете. Но есть и те, кто при первых признаках недомогания обращаются к проверенному знакомому врачу. Таких оказалось 19%. В поликлинику при этом обращаются только 10% отвечающих. Это очень низкий показатель. Также, 3% опрошенных предпочитают пройти онлайн-консультацию вместо похода в местную поликлинику.

Тем не менее, многие респонденты старше 18 лет ответственно подходят к вопросу собственного здоровья. 66% считают важным обследоваться регулярно. 73% заходят дальше слов и хотя бы 1 раз в жизни проходили осмотр ради профилактики, без видимых симптомов. И все же лишь 14% регулярно заботятся о здоровье. Остальные делают это по необходимости. Например, по требованию работодателя.

И все же, независимо от мотивации у 37% опрошенных подобные осмотры выявили тяжелые заболевания разного рода, которые никак не проявляли себя. В то же время около 48% не решаются самостоятельно поинтересоваться у врача о подобном чек-апе.

Среди причин, по которым большинство опрошенных отказываются идти к врачу: отсутствие доверия, денежных средств и времени. Также 13% заявили, что ни под каким предлогом не пойдут на профилактический осмотр. А почти половина опрашиваемых не в курсе, как обстоят дела у их близких с плановыми осмотрами.

Многие пациенты пользуются возможностями интернета. Гуглят не только симптомы, но и методы лечения. Причем ноги у этой проблемы растут из сферы медицины: некоторые врачи сами рекомендуют пациентам гуглить то, что им непонятно.

Чтобы решит весь спектр перечисленных проблем, конечно же, понадобится цифровизация. Однако системе здравоохранения предстоит комплексно поработать над этим вопросом. Не только создать простой и понятный ресурс, который будет вызывать доверие пациентов, но и поработать над осведомлённостью населения.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle