Пандемия принесла не только потери

Дмитрий Иванов
Проанализировать последствия пандемии с точностью возможно только после ее окончания. Однако уже сейчас, в конце 2022 года, несложно подметить основные тенденции, которые повлекло за собой это непростое время.
26.01.2023
1686

Так, прожив почти полностью этот страшный период, наши соотечественники обратили внимание на то, что он принес позитивные изменения в систему здравоохранения.

Распространенность данного мнения была выявлена в ходе опроса. Случайным пациентам из разных регионов России был задан ряд вопросов, на которые требовалось ответить как можно более честно. Таким образом, сравнивая отзывы с показателями предыдущих лет, специалисты выяснили: недовольных системой здравоохранения резко стало меньше. Конечно же, пациенты, которые считают, что ситуация стала хуже – есть. Таковые были всегда. Однако, если раньше их процент превышал 60%, то сегодня их количество упало до 38%. Выросло и количество положительных отзывов. Здесь цифры более скромные (с 9% до 11%), тем не менее подъем очевиден. Скорее всего, это связано с тем, что населению проще делиться с окружающими своим негативным опытом. Если мы не получили достаточного внимания к своей проблеме, то наверняка расскажем об этом всем. А вот прием, прошедший хорошо, воспринимается как сам собой разумеющийся факт. Также, катализатором изменением настроений в обществе могла послужить выросшая осознанность. После тяжелых времен, когда ковид был в самом разгаре, каждый почувствовал единство со всеми остальными. Народ совместно с медиками в поте лица старался искоренить вирус. А после такого пережитого опыта, от оков единства не так-то легко избавиться. А потому врачи перестали ассоциироваться у населения, как абстрактные люди. Вот и строгости при выставлении оценки стало меньше.

Как проходил опрос

Опрос был организован и проведен этой осенью посредством интернет-анкетирования. В итоге на вопросы ответило свыше 2,5 тысяч человек из разных уголков нашей страны. Это почти вдвое больше, чем было в 2021 году. В основном, инициативу проявляли женщину. Именно они охотнее и более развернуто отвечали на каждый пункт анкеты. Также, было подмечено, что более 60% отвечающих – это пациенты среднего возраста. Здесь можно лишь догадываться, связано ли это с большей осознанностью, по сравнению с молодежью, или же причина тому – большее количество свободного времени.

Так как люди обращаются в клиники по разным вопросам и обследования проходят у разных специалистов, отвечающие должны были отметить: на какие именно отрасли они опираются, и с какими заболеваниями обращались за последний год. Среди лидеров по количеству оценок оказались врачи-неврологи и неврологические заболевания. На втором месте – проблемы с эндокринной системой. И замы кают тройку лидеров орфанные болезни. Оценив эти показатели, специалисты поняли, что они крайне похожи на данные за предыдущие года. И это хорошо. Примерно идентичный процент отвечающих по возрасту и полу помогает более точно уловить динамику, которая произошла за последние 2 года.

Не стоит забывать и о тех, кто считает, что оказание медицинской помощи за последнее время не изменилось. Таких отвечающих в это году почти половина (около 44%). Однако это тоже можно назвать позитивной тенденцией. Ведь благодаря таким людям отчетливо видно сокращение количества мнений о неудовлетворительной работе скорой помощи, о трудном доступе к качественной амбулаторной помощи и т.д.

Что хорошего произошло

Этот вопрос был задан напрямую отвечающим, чтобы понять, в чем же причина изменения настроений в обществе. Одним из самых распространенных ответов стал вариант с более доступными льготными лекарствами. Также, пациентов порадовали электронные рецепты, улучшение взаимодействия между врачами или медсестрами и пациентами. По словам многих, в разных поликлиниках страны улучшилась маршрутизация пациентов. Перемещения по клинике стало проще, особенно для пожилых пациентов: все понятно и доступно.

Положительные оценки, по мнению некоторых экспертов, могут быть также привязаны к отмене противовирусных мер и более малому количеству заболевших. Пациенты выдохнули с облегчением и искренне поблагодарили за стабилизацию ситуации медиков.

Однако полностью полагаться на мнение пациентов, как на единственно правильное конечно же нельзя. Все мы люди и при оценивании чего-либо поддаемся субъективным соображениям. Так, многие проблемы в сфере медицины еще предстоит решить. Они не исчезли вместе с отступившим коронавирусом. Например, во многих клиниках сложно попасть на прием к узкопрофильному специалисту. В маленьких городах и деревнях их вообще нет. В тех же случаях, когда специалист имеется, записаться к нему бывает практически нереально. Запись быстро заполняется на месяц вперед, и новым пациентам приходится ждать очень долго. А ведь время во многих случаях является решающим фактором. Если вовремя не поймать ту или иную болезнь, она может разрастись до катастрофических масштабов. Это вынуждает россиян обращаться в частные клиники. А ведь не каждый располагает должным бюджетом, чтобы не только посетить врача платно, но и сдать ряд анализов, и вернуться на повторный прием.

Также, специалисты подтверждают крайне медленное развитие телемедицины в нашей стране. Сейчас повсеместно распространена лишь электронная очередь. В планах запустить дистанционные консультации, доступные для каждого. Однако до реализации такого плана пока далеко.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle