Так, прожив почти полностью этот страшный период, наши соотечественники обратили внимание на то, что он принес позитивные изменения в систему здравоохранения.
Распространенность данного мнения была выявлена в ходе опроса. Случайным пациентам из разных регионов России был задан ряд вопросов, на которые требовалось ответить как можно более честно. Таким образом, сравнивая отзывы с показателями предыдущих лет, специалисты выяснили: недовольных системой здравоохранения резко стало меньше. Конечно же, пациенты, которые считают, что ситуация стала хуже – есть. Таковые были всегда. Однако, если раньше их процент превышал 60%, то сегодня их количество упало до 38%. Выросло и количество положительных отзывов. Здесь цифры более скромные (с 9% до 11%), тем не менее подъем очевиден. Скорее всего, это связано с тем, что населению проще делиться с окружающими своим негативным опытом. Если мы не получили достаточного внимания к своей проблеме, то наверняка расскажем об этом всем. А вот прием, прошедший хорошо, воспринимается как сам собой разумеющийся факт. Также, катализатором изменением настроений в обществе могла послужить выросшая осознанность. После тяжелых времен, когда ковид был в самом разгаре, каждый почувствовал единство со всеми остальными. Народ совместно с медиками в поте лица старался искоренить вирус. А после такого пережитого опыта, от оков единства не так-то легко избавиться. А потому врачи перестали ассоциироваться у населения, как абстрактные люди. Вот и строгости при выставлении оценки стало меньше.
Опрос был организован и проведен этой осенью посредством интернет-анкетирования. В итоге на вопросы ответило свыше 2,5 тысяч человек из разных уголков нашей страны. Это почти вдвое больше, чем было в 2021 году. В основном, инициативу проявляли женщину. Именно они охотнее и более развернуто отвечали на каждый пункт анкеты. Также, было подмечено, что более 60% отвечающих – это пациенты среднего возраста. Здесь можно лишь догадываться, связано ли это с большей осознанностью, по сравнению с молодежью, или же причина тому – большее количество свободного времени.
Так как люди обращаются в клиники по разным вопросам и обследования проходят у разных специалистов, отвечающие должны были отметить: на какие именно отрасли они опираются, и с какими заболеваниями обращались за последний год. Среди лидеров по количеству оценок оказались врачи-неврологи и неврологические заболевания. На втором месте – проблемы с эндокринной системой. И замы кают тройку лидеров орфанные болезни. Оценив эти показатели, специалисты поняли, что они крайне похожи на данные за предыдущие года. И это хорошо. Примерно идентичный процент отвечающих по возрасту и полу помогает более точно уловить динамику, которая произошла за последние 2 года.
Не стоит забывать и о тех, кто считает, что оказание медицинской помощи за последнее время не изменилось. Таких отвечающих в это году почти половина (около 44%). Однако это тоже можно назвать позитивной тенденцией. Ведь благодаря таким людям отчетливо видно сокращение количества мнений о неудовлетворительной работе скорой помощи, о трудном доступе к качественной амбулаторной помощи и т.д.
Этот вопрос был задан напрямую отвечающим, чтобы понять, в чем же причина изменения настроений в обществе. Одним из самых распространенных ответов стал вариант с более доступными льготными лекарствами. Также, пациентов порадовали электронные рецепты, улучшение взаимодействия между врачами или медсестрами и пациентами. По словам многих, в разных поликлиниках страны улучшилась маршрутизация пациентов. Перемещения по клинике стало проще, особенно для пожилых пациентов: все понятно и доступно.
Положительные оценки, по мнению некоторых экспертов, могут быть также привязаны к отмене противовирусных мер и более малому количеству заболевших. Пациенты выдохнули с облегчением и искренне поблагодарили за стабилизацию ситуации медиков.
Однако полностью полагаться на мнение пациентов, как на единственно правильное конечно же нельзя. Все мы люди и при оценивании чего-либо поддаемся субъективным соображениям. Так, многие проблемы в сфере медицины еще предстоит решить. Они не исчезли вместе с отступившим коронавирусом. Например, во многих клиниках сложно попасть на прием к узкопрофильному специалисту. В маленьких городах и деревнях их вообще нет. В тех же случаях, когда специалист имеется, записаться к нему бывает практически нереально. Запись быстро заполняется на месяц вперед, и новым пациентам приходится ждать очень долго. А ведь время во многих случаях является решающим фактором. Если вовремя не поймать ту или иную болезнь, она может разрастись до катастрофических масштабов. Это вынуждает россиян обращаться в частные клиники. А ведь не каждый располагает должным бюджетом, чтобы не только посетить врача платно, но и сдать ряд анализов, и вернуться на повторный прием.
Также, специалисты подтверждают крайне медленное развитие телемедицины в нашей стране. Сейчас повсеместно распространена лишь электронная очередь. В планах запустить дистанционные консультации, доступные для каждого. Однако до реализации такого плана пока далеко.