В последнее время московские терапевты получили неоценимую поддержку в виде нового ИИ-решения, которое поможет им в постановке диагнозов. Этот диагностический ассистент, названный "Аида", будет доступен во всех взрослых поликлиниках Москвы до конца сентября. Он основывается на данных электронных медкарт пациентов за последние два года, и его целью является предложить терапевтам и врачам общей практики вариант заключительного диагноза. Однако, важно отметить, что окончательное решение всегда остаётся за врачом, а ИИ-ассистент является всего лишь подстраховкой и средством облегчения работы медика.
Разработанный в рамках сотрудничества правительства Москвы и "Сбера", этот новый модуль системы поддержки врачебных решений является результатом многолетних исследований высококвалифицированных врачей и экспертов. Согласно заявлениям вице-мэра Москвы по вопросам социального развития, Анастасии Раковой, уже сегодня Искусственный Интеллект активно используется в рутинной практике городских медучреждений. Он помогает врачам ставить окончательные диагнозы точнее и быстрее.
Новый модуль системы активируется при постановке заключительного диагноза терапевтом во время заполнения протокола осмотра в единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС). В этот момент ИИ-ассистент параллельно анализирует данные о пациенте из протокола, включая жалобы, анамнез и текстовые данные в электронной медкарте. Затем ассистент формирует предложение о заключительном диагнозе, и, если он отличается от диагноза врача, система сообщает об этом уведомлением. Основной задачей ассистента является подстраховка врача при подозрении на серьезные заболевания, которые требуют диспансерного наблюдения.
Разработчики ассистента утверждают, что он обучен на огромном объеме данных о 30 миллионах визитов пациентов за последние два года. В ходе эксперимента, в котором участвовало 38 врачей, ассистент продемонстрировал точность более 87% при определении диагнозов. Статистика также показала, что ИИ-помощник помогает врачам ставить окончательные диагнозы в 40% случаев. Согласно отчетам, начиная с октября 2020 года, ассистент помог терапевтам в постановке более чем 10 миллионов диагнозов. Это говорит о том, что использование ИИ-ассистента имеет значительный потенциал для улучшения медицинской практики.
Тем не менее, эксперты подчеркивают, что решение всегда принимает врач, и ИИ-ассистент является всего лишь вспомогательной системой. Согласно высказываниям специалистов, любая система на основе ИИ должна облегчать работу врача, автоматизировать определенные процессы и сокращать дистанцию между врачом и пациентом. Это особенно важно для регионов, где доступ к специалистам может быть ограничен. Однако, чтобы полностью внедрить подобные ИИ-решения, необходимо разрешить вопросы взаимодействия различных медицинских информационных систем и протоколов. Также важным аспектом является соблюдение правил передачи персональных данных и обеспечение высокого качества оказания медуслуг.
В целом, внедрение искусственного интеллекта в медицину уже имеет много положительных примеров. Однако, для дальнейшего развития подобных проектов необходимо грамотно использовать ресурсы и создать единый центр управления данными для роста цифровизации медицины. Согласно мнению экспертов, в целом нет препятствий для успешной реализации подобных проектов, если будут соблюдены соответствующие правила и согласования. Однако, важно всегда помнить, что окончательное решение всегда должен принимать врач, а ИИ-ассистент является только инструментом, помогающим в принятии решений и повышении эффективности работы медика.