Отделением Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Тюменской области принято решение № 18 по результатам проведенной в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) проверки полноты и достоверности сведений, представляемых медицинскими организациями для получения специальной социальной выплаты работникам медицинских организаций от 08.02.2024.
Решением учреждению предписано возместить расходы, излишне понесенные ОСФР по Тюменской области на осуществление специальной социальной выплаты за март-май 2023г. в размере 26 015 рублей в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вручения (получения) решения.
Больница обратилась в суд о признании незаконным решения
Отделение Социального фона по Тюменской области
Проверка проведена на основании сведений, представленных заявителем.
Проверкой установлено и отражено в акте, что специальные социальные выплаты следующим медицинским работникам произведены с нарушениями действующего законодательства, а именно:
1.Гарбовской Лидии Давыдовне за период работы с 01.03.2023-31.03.2023 в сумме 8560 руб.
Гарбовская Л.Д. принята на работу в ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) 08.08.2022 года в хирургическое отделение в должности медицинской сестры палатной на 1 (полную) ставку, на определенный срок - на период отсутствия основного работника Сактагановой М.А. Место работы - основное. С 06.03.2023 по 20.03.2023 Гарбовская Л. Д. переведена в хирургическое отделение на должность медицинской сестры процедурной на 1 (полную) ставку, на определенный срок - на период отпуска основного работника Рагозиной Л.А. Место работы - основное.
2.Пальяиовой Наталье Владимировне за период 01.03.2023-31.03.2023 в сумме 8160 руб.
Пальянова Н.В. принята на работу в ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) по трудовому договору, переведена на должность медицинской сестры приемного отделения на 1 (полную) ставку, на определенный срок - на период отсутствия основных работников Место работы - основное.
3.Головковой Елене Викторовне за период 01.03.2023-31.03.2023 в сумме 8320 руб.
Головкова Н.В. принята на работу в ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) 21.09.2022 года в терапевтическое отделение в должности медицинской сестры палатной на 1 (полную) ставку, на определенный срок - на период отсутствия основного работника Фоминой А.В. Место работы - основное.
4.Дегтяревой Раисе Николаевне за период 29.05.2023-31.05.2023 в сумме 975 руб.
Дегтярева Р.Н. принята на работу в ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) 21.12.2022 года в Филиал № 1 Сладковской районной больницы, поликлинику, кабинет раннего выявления заболеваний (женский) в должности акушерки на 0,5 ставки, на неопределенный срок, - постоянно.
Место работы - основное. С 29.05.2023по 26.06.2023 Дегтярева Р.Н. переведена в Филиал № 1 Сладковской районной больницы, поликлинику, кабинет врача-акушера-гинеколога на должность акушер на определенный срок - на период отпуска основного работника Бокаревой Н.А.
Назначение вышеуказанным работникам специальной социальной выплаты в указанных размерах необоснованно, поскольку в период начисления выплаты работники исполняли должностные обязанности на должностях, на которых временно отсутствовали основные работники, данные должности не являлись вакантными.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское)
Вынесенное решение является необоснованным, в связи с чем нарушены права и законные интересы больницы.
Трудовое законодательство не содержит определения вакантной должности, при этом отсылка на письмо Минтруда России от 18.08.2017 № 14-2/В-761, в котором дается определение данному понятию, не применимо к данным правоотношениям, поскольку понятие раскрыто для случаев при квалификации обоснованности увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, когда необходимо предложить увольняемому работнику все имеющиеся вакантные должности.
Как следует из представленных суду доказательств и не оспаривается сторонами на момент выполнения вышеуказанными сотрудниками обязанностей в период, когда назначена выплата, данные должности основными сотрудниками были не заняты (они не исполняли свои должностные обязанности в виду нахождения в отпусках), при этом, данные сотрудники утратили право на получение специальной социальной выплаты на период неисполнения должностных обязанностей.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованным довод заявителя о том, что независимо от того, кто выполняет работу по должности (постоянно либо временно занятую сотрудником) данное лицо выполняет работу в соответствии со своей квалификацией по должностным обязанностям, которые предусмотрены для конкретной должности, участвует в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования и поэтому вознаграждение за труд должно происходить в соответствии с требованиями вышеуказанных норм законодательства, в том числе с учетом специальной социальной выплаты, иное положение приведет к дискриминации сотрудников и поставит их в неравное положение по отношению к другим работникам, получающих специальную социальную выплату, в аналогичных трудовых условиях.
П. 18 постановления Правительства РФ N 2568 право давать разъяснения по применению настоящего постановления дано Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, таким образом, ОСФР по Тюменской области не вправе самостоятельно принимать решения по разъяснению и трактованию спорных правоотношений, вытекающих из постановления, при отсутствии в указанной части соответствующих разъяснений от компетентных органов.
Ссылка ОСФР по Тюменской области на письмо Минтруда России от 18.08.2017 № 14-2/В-761, в котором дается определение данному понятию, судом оценена критически, поскольку понятие раскрыто для случаев при квалификации обоснованности увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, когда необходимо предложить увольняемому работнику все имеющиеся вакантные должности, и было дано задолго до принятия постановления Правительства РФ N 2568, и не учитывает его содержание
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области по результатам проведенной проверки полноты и достоверности сведений, представляемых медицинскими организациями для получения специальной социальной выплаты работникам медицинских организаций.
Взыскать с отделения Социального фонда по Тюменской области в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) судебные расходы в размере 3000 рублей.
1. Это первый судебный акт по спору о специальной социальной выплате из постановления Правительства 2568.
В настоящее время отделения Социального фонда активно проводят проверки, значит, обращения в суд обеспечены, как в части взыскания сумм из-за отказа БУЗ исполнить решение СФ, так и оспаривания решения СФ, что и имело место в рассматриваемом случае.
2. По мнению суда работники, замещающие отсутствующего на период отпуска коллегу, обладают правом на получение ССВ в полном размере.
3. Отделения СФ не вправе самостоятельно принимать решения по разъяснению и трактованию спорных правоотношений, вытекающих из постановления 2568, при отсутствии в указанной части соответствующих разъяснений от компетентных органов.