Типичная картинка: идёт человек старшего возраста, затем останавливается, держится за спину и ищет глазами лавочку… Посидел, встаёт и сразу ищет, куда он сядет в следующий раз. Так ведут себя пациенты со стенозом позвоночного канала.
В Центре ортопедии профессора Сампиева ставят на ноги как тех, кто страдает давно, так и тех, у кого состояние началось остро. Недавно в клинике прооперировали Татьяну Ивановну: при поступлении она не могла даже спать от болей, а выписывалась через три дня на своих ногах и без боли.
Стенозом позвоночного канала называют его сужение. Оно происходит из-за разрастания жёлтой связки и околопозвоночных суставов. Они заполняют пространство канала и давят на нервы.
Типичные жалобы пациента со стенозом:
Обычно проблема развивается постепенно. Татьяна Ивановна давно замечала боли, но сильно беспокоить они начали только зимой 2022 года. А на операцию решилась ещё спустя два года, когда жить стало почти невыносимо. Пациентка не могла наклониться и разогнуться. Появились поясничные и ягодичные боли, которые отдавали в ногу. Больно было ходить, поворачиваться и даже спать. Поэтому Татьяна Ивановна стала искать способы решить проблему и вернуться к полноценной жизни.
С любыми болями в спине или ограничении подвижности лучше обращаться к ортопеду-вертебрологу — врачу, который занимается болезнями позвоночника. Если проблема не относится к его профилю, доктор направит к нужному специалисту. Но если болезнь касается позвоночника, удастся обнаружить её на ранней стадии и избежать серьёзных неврологических осложнений.
Обследование пациента с болезнями спины включает:
Татьяна Ивановна сделала МРТ ещё в 2022 году. На снимке увидели дегенеративный стеноз позвоночного канала на уровне L4-L5 позвонков.
Снимки пациентки со стенозом
Когда боли стали невыносимыми, МРТ дистанционно отправили профессору Сампиеву. Доктор подтвердил диагноз и попросил также прислать КТ — для разработки плана операции. И Татьяна Ивановна стала готовиться к госпитализации.
Не всем пациентам со стенозом показана операция. Если сужение незначительное, то есть пациент обратился на ранней стадии, хватает консервативной терапии.
Методов консервативного лечения не так уж много: обезболивающие таблетки и мази, а в периоды ремиссии — физиотерапия. Если снять боль препаратами не получается, проводят фораминальную блокаду. Пациенту делают укол в место выхода нервного корешка, поэтому болевые ощущения полностью проходят.
Пациентам, которым не помогает консервативное лечение, или тем, у кого позвоночный канал значительно сужен, показана операция. В Центре ортопедии профессора Сампиева выполняют два типа вмешательств: эндоскопические, то есть через проколы, и классическая операция по Хармсу.
В большинстве случаев операцию реально выполнить эндоскопически. В этом случае разрез проходит только через кожу и составляет до 10 мм. Патологически изменённые структуры просто удаляют. Пациенты встают сразу же после операции и уходят из клиники на своих ногах на следующий день: без болей и хромоты.
Тем, у кого позвоночник существенно разрушен, а также при неэффективности консервативного лечения назначают операцию по Хармсу. Её проводят через миниопен-доступ, когда след на коже меньше глубины разреза. Повреждённые структуры удаляют, позвоночный канал расширяют, а больной сегмент стабилизируют с помощью винтов.
У Татьяны Ивановны был запущенный случай, поэтому понадобилась полноценная операция. Она легла в клинику за день, прошла обследования, а уже на следующие сутки её прооперировали. На вторые сутки после вмешательства пациентка свободно ходила, у неё прошли все боли. А уже на третий день Татьяна Ивановна ушла домой сама: не хромая, не ища глазами лавочку и не держась за спину.
После операции нужно показаться врачу ещё три раза: через 3, 6 и 12 месяцев. Он оценивает динамику реабилитации, даёт советы, как её ускорить.
Терпеть боль или жить свободно — это выбор самого пациента. В Центр ортопедии профессора Сампиева приходят те, кто хочет радоваться каждому дню: без дискомфорта и ограничений.