В настоящее время Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 21.02.2020)
Минздрав представил проект аналогичного Положения.
Предполагается, что оно вступил в силу с 1 сентября 2025 года.
Проект приказа МЗ РФ «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (весь, с 23 Приложениями).
Я провел сравнение отдельных приложений проекта приказа с действующими, акцент на новшествах. Вот что получилось.
Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (проект).
Появляются более детализированные формулировки и уточнения терминов:
Появилась более полная регламентация работы медицинских бригад, они не только обслуживают отдалённые населённые пункты, но и могут оказывать помощь на рабочих местах, в образовательных учреждениях, при проведении массовых или спортивных мероприятий.
В населённых пунктах с числом жителей менее 100 человек выездная доврачебная помощь становится основным инструментом, оказание такой помощи осуществляется силами фельдшера, закреплённого за ближайшей медицинской организацией: фельдшерским пунктом, фельдшерско-акушерским пунктом или врачебной амбулаторией.
Указан гибкий подход к численности обслуживаемого населения и расстоянию до медицинских учреждений для населённых пунктов с низкой плотностью населения или природными преградами.
Кроме того, из Проекта исключено прежнее положение о привлечении домовых хозяйств для организации первой помощи (обучение, оснащение), что присутствует в действующем Положении.
Уделяется больше внимания цифровизации и телемедицине:
Появились меры по оптимизации распределения потоков пациентов, предусмотрены звонки через колл-центры, уведомления, работа с потоками через цифровые записи и пригласительные уведомления.
Уточнены правила прикрепления граждан (например, через онлайн-сервисы).
Введены положения, разрешающие оказание доврачебной помощи в психиатрии-наркологии специалистами со средним медицинским образованием, прошедшими переподготовку.
Список медицинских работников расширен за счёт работников с высшим образованием на уровне бакалавриата.
Добавлена конкретизация организации работы медучреждений в выходные и праздничные дни. Теперь, помимо дежурных врачей и медсестёр, задействуются сотрудники отделений (или кабинетов) неотложной помощи.
Регламентация оказания специализированной помощи основывается на соответствующих Порядках и клинических рекомендациях. В действующем Положении больше внимания уделялось стандартам медицинской помощи.
Норматив по числу прикрепленных граждан остался прежним, но введено уточнение, связанное с комбинированным учетом взрослого и детского населения на участках разных профилей.
Стационары на дому
В Проекте отсутствует пункт об организации стационаров на дому для хронических больных, который сейчас подробно описан.
Наблюдение за беременными
Упоминания об особенностях наблюдения за беременными в Проекте стали частью общего порядка оказания медицинских услуг, вместо отдельного пункта в действующем Положении.
Упоминание медицинских стандартов
Действующее Положение больше акцентировало внимание на стандарты, Проект— на гибкость клинических рекомендаций.
Проект стал более адаптированным к современным реалиям здравоохранения. Главное внимание уделено:
При этом из Проекта исключены устаревшие концепции (например, организация помощи через домовые хозяйства) и отдельные детали, такие как стационары на дому.
1. На деятельность врачей
Расширение обязанностей (выездные формы работы, профилактическая работа, использование электронных технологий) увеличит нагрузку на медицинских работников. Особенно это будет ощущаться на врачах первичного звена и в удалённых регионах.
Введение новых технологий (телемедицинских и искусственного интеллекта) потребует специфической подготовки персонала, что при отсутствии финансирования и обучения приведет к затруднениям.
2. На деятельность медицинских организаций
Организация более сложной логистики и внедрение цифровых систем потребует значительных затрат, особенно на уровне сельской медицины. В частности, обеспечение удалённых пунктов мобильными бригадами (и необходимым оборудованием) станет существенным финансовым бременем.
Более строгая регламентация работы участков с указанием численности прикреплённого населения положительно скажется на контроле качества, однако потребует перераспределения кадров и реорганизации структур в медицинских учреждениях.
3. На пациентов
Увеличение доступности медицинской помощи в сельских районах и удалённых населённых пунктах — один из очевидных плюсов Проекта. Однако практика реализации (особенно в регионах с ограниченным бюджетом) не даст ожидаемого эффекта.
Пациенты получат упрощённое взаимодействие с медицинскими учреждениями благодаря цифровизации (запись на приём, анкетирование). Однако для пожилого населения без навыков пользования цифровыми технологиями это останется проблемой.
Сравнение отдельных приложений проекта приказа с действующими, акцент на новшествах.
Правила организации деятельности поликлиники (проект).
1. Новые категории персонала
Медицинский администратор (п.7)
2. Новые подразделения/кабинеты
Кабинет медико-психологической помощи (п.10 для поликлиник >50 тыс. человек)
3. Новые задачи поликлиники
1. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
2. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента.
3. Организация дополнительной бесплатной медицинской помощи.
4. Раннее выявление курящих лиц.
5. Мотивационное консультирование лиц с наркологическими расстройствами.
6. Немедикаментозная коррекция факторов риска.
На деятельность врачей
Расширение профилактических функций требует дополнительной квалификации.
Увеличивается документационная нагрузка из-за необходимости внутреннего контроля качества.
Возможны сложности с освоением новых технологий дистанционного наблюдения.
На деятельность поликлиник
Современная структура позволяет оказывать более качественную помощь.
Требуются значительные инвестиции в новое оборудование и технологии.
Необходимо перепрофилирование существующего персонала или привлечение новых специалистов.
На пациентов
Улучшается доступность и качество медицинской помощи.
Расширяются возможности профилактической работы.
Может возникнуть нехватка специалистов нового профиля.
Финансовые
Необходимость модернизации существующей инфраструктуры.
Затраты на обучение персонала новым технологиям.
Организационные
Переходный период для внедрения новых стандартов работы.
Сопротивление изменениям со стороны персонала.
Юридические
Необходимость разработки дополнительных нормативных документов.
Регулирование вопросов конфиденциальности при дистанционном наблюдении.
Кадровые
Дефицит специалистов новых профилей (медицинские администраторы, гериатры).
Необходимость переобучения существующего персонала.
В целом, изменения направлены на повышение качества и доступности медицинской помощи, но требуют значительных усилий по их реализации и могут встретить определенное сопротивление как среди медицинских работников, так и в части финансирования со стороны учредителей.
Сравнение отдельных приложений проекта приказа с действующими, акцент на новшествах.
Рекомендуемые штатные нормативы поликлиники (проект).
В проекте появились новые должности, которых не было в приказе № 543н:
Меняются условия формирования должностей:
Финансовые проблемы
Главным препятствием станет необходимость увеличения финансирования поликлиник. Многие учреждения уже работают с ограниченным бюджетом, и внедрение новых должностей станет серьезным бременем, не покрытым тарифами по ОМС.
Нехватка кадров
Даже при наличии финансирования возникнет проблема с привлечением новых специалистов, особенно в удаленные регионы.
Например, поиск врача-гериатра или паллиативного врача станет просто неразрешимой задачей.