Основные моменты, с которыми нам приходится сталкиваться при проведении консультаций следующие:
1. Обоснованность принятия призывными комиссиями решений о степени годности призывников к военной службе в рядах ВС РФ,
2. Доступность призывников к информации и нормативным документам, регламентирующих порядок медицинского освидетельствования на различных этапах, как в допризывной период, так и при призыве. ( Постановление Правительства Омской области № 129-п от 25 октября 2006 года, утвержденное Положение об условиях диспансерного наблюдения и лечения несовершеннолетних в детской и подростковых службах, Приказов МО РФ и МЗ РФ№ 240/168 от 23 мая 2001года, Приказ МЗ МФ№ 154 от 5 мая 1999 года" О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового, Пр. МО РФ № 200 от 20 августа 2003 года и др.) правовых актов.
3. Нарушение прав призывников на информацию о своем состояния здоровья как на момент исполнения 18- летнего возраста так и принятия заочным порядком призывными комиссиями решения о предоставлении отсрочки для продолжения образования, без вызова призывников на призывную комиссию,
4. Необоснованные отказы представителями райвоенкоматов о предоставлении призывникам личных дел для ознакомления с их содержанием, перед явкой призывников на призывную комиссию.
5. Проведение консультаций врачами медицинских комиссий райвоенкоматов призывникам без оформления при этом должным образом заполненных медицинских документов в виде Листов медицинского освидетельствования - Приложение № 4 к Инструкции (пп 94, 97,105,113,114,116.)
6. Необоснованные отказы призывникам в направлении на дополнительное обследование в лечебные учреждения по имеющимся медицинским показаниям
и т.д.
Это ключевые моменты, знание и исполнение которых позволят призывникам своевременно реализовывать свои законные права в полном объеме, а призывным комиссиям при этом правильно оценивать ситуацию и выносить в период призыва единственно верное решение о годности призывника к военной службе, не нарушая при этом его законные права о знании своего состояния здоровья на момент прохождения медицинской и призывной комиссии.
В период проведения весеннего призыва в наш центр обратилось за консультативной помощью лично более 100 юношей и их родителей, а также поступило большое количество звонков и обращений по электронной почте.
Анализ обращений позволяет сделать вывод о том, что население города Омска и Омской области совершенно не обладает информацией о правах допризывников и призывников в подготовительный период к проведению призыва, а органы местного военного управления и лечебные учреждения различных рангов не в полном объеме исполняют возложенные на них должностные обязанности, прописанные в выше перечисленных законах и приказах.
На наш взгляд это вызвано объективными причинами, с которыми общество сталкивалось и будет продолжать сталкиваться еще долгое время, если мы совместными усилиями их не устраним.
Они следующие:
- незаинтересованность органов местного военного управления в информировании граждан о нормативны актах, регулирующих порядок проведения призыва,
- ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей в подготовительный период и проведение призыва (подготовка юношей к явке на призывную комиссию и оформление при этом должным образом личных дел будущих призывников),
- отсутствие доступной информации о составе призывных комиссий, месте и времени их работы, кто конкретно за что отвечает, в какое время, кем и где осуществляется прием граждан по личным вопросам,
- самоуспокоенность должностных лиц и исполнителей всех уровней отвечающих за проведение призыва ввиду того, что план по призыву Омская область выполняет,
- отсутствие реального общественного контроля за работой медицинских комиссий райвоенкоматов, лечебных учреждений, работников органов местного военного управления, призывных комиссий на всех этапах подготовительного периода и проведения призывной компании,
- редкие публикации в средствах массовой информации о мероприятиях, связанных с подготовкой юношей к службе в армии как в подготовительный период, так и при проведении самого призыва без заострения внимания на то, что данная работа являлась не только уделом узкого круга лиц, какой она является в настоящее время, но и общества в целом,
- отсутствие стратегической линии на реформирование призывных комиссий, как постоянно работающего органа на полный рабочий день, без отрыва ее членов от основной работы в период проведения призывной компании, а также возрождении "Института подростковой службы или его аналог, с наполнением работы конкретным содержанием.
На наш взгляд в настоящее время работа призывных комиссий, органов местного военного управления, лечебных учреждений по подготовке наших граждан к службе в армии не отвечает современным требованиям, разбалансирована, проводится с низким качеством, направлена на выполнение только количественных показателей и требует срочного вмешательства и усовершенствования как со стороны государственных структур, так и общественности в целом.
Только из-за отсутствия реального контроля и низкого качества исполнительской дисциплины всей цепочки можно получать результаты, которые невозможно объяснить исходя из здравого смысла - количество вновь выявленных больных призывников при призыве ежегодно возрастает до 40% а не наоборот, как это должно быть, если бы существовала реально работающая система, при которой всем было бы понятно: где, у кого и когда юноши могли - бы получать гарантированную государством медицинскую помощь, которая прописана в выше перечисленных приказах и законах, а не ту, с которой сталкиваются в реальной жизни наши ребята и их родители.
Анализ обращений в наш адрес за консультативной помощью в период весеннего 2009 года призыва дал следующие результаты;
1) у 84% от числа обратившихся имелись заболевания с детского возраста, данная категория призывников состояла на диспансерном наблюдении у врачей педиатров и добросовестно проходила ежегодные обследования и лечения. Однако по достижению юношам 16-17-летнего возраста и первого посещения ими медицинской комиссии райвоенкомата при прохождении первоначальной постановки граждан на воинский учет они с удивлением узнавали, что стали практически здоровыми и все попытки ребят и их родителей доказать обратное не имели успеха.
Только придя к нам на консультацию они узнавала о своих правах и реализовав их в полном объеме обеспечили надлежащий порядок медицинского освидетельствования.
2) Все обратившиеся к нам за консультативной помощью имели основания и законное право на проведение дополнительного обследования, однако не смогли их реализовать в силу административных барьеров и на все свои многочисленные обращения в адрес"технических исполнителей" райвоенкомата получали ничем не обоснованные отказы по различным причинам.
3) 12% обращавшихся к нам за консультациями и реализовавшие их ожидают получение военных билетов,
4) При нашем содействии и своевременном информировании военного руководства - трое юношей были комиссованы из вооруженных сил по состоянию здоровья, так и не прослужив при этом и трех месяцев, если это вообще можно назвать" военной службой".
В настоящее время родители и"бывшие военнослужащие"готовятся к судебным процессам в отношении лиц допустивших эти грубые ошибки, Они очень надеются, что безответственность и безнаказанность будет справедливо наказана, а лица допустившие это понесут заслуженное наказание, тем более что медицинских документах юношей имелась информация о том, что заболевания у них имелись еще до момента призыва в армию однако медицинские документы не были приняты во внимание врачами специалистами райвоенкоматов, членами призывных комиссии, что впоследствии нашло свое отражение в неправомерном принятии решений о их призыве в вооруженные силы РФ.
Наши обращения в адрес Правительства Омской области, Департамент городского отдела здравоохранения, в Областной военный комиссариат о том, что ситуация с подготовкой юношей к службе в армии требует коренной перестройки и вмешательства со стороны органов государственной власти и управления в которых мы сделали конкретные предложения все еще находятся в стадии обсуждения и по ним не принято конкретное решение
На многочисленные обращения с конкретными предложениями в ряд органов государственной власти мы получили официальный ответ только от Правительства Омской области в котором говорится о том, что у нас в настоящее время все под контролем и"достаточно эффективно функционирует отлаженная система медицинского обеспечения подростков. Достигнут определенный уровень во взаимопонимании заинтересованных ведомств", хотя реальные результаты говорят о другом и что хорошо бы желаемое подкрепить реальными устраивающими общество результатами,- а именно выполнением в полном объеме должностными лицами ФЗ"О воинской обязанности и военной службе», а также совместных приказов МО РФ и МЗ РФ -№ 240/168 от 23 мая 2001 года, составлением и выполнением по месячных планов- графиков по лечебно - оздоровительной работе и реальным их наполнением, контролем за всеми исполнителями которые по своим должностным обязанностям причастны к данной работе.
Мы готовы к диалогу и конструктивному сотрудничеству с любыми государственными организациями и должностными лицами, которые будут к этому готовы и надеемся совместными практическими действиями улучшить ситуацию по данному вопросу - ведь если все время только говорить"халва - халва"- во рту, как говорится слаще не будет.
А хотелось - бы получение и конкретных результатов.