Частный медицинский кабинет

Панов А.В.
Практические рекомендации и правовая информация о порядке открытия частного медицинского кабинета
13.09.2010
32894

Введение
1. Получение статуса индивидуального предпринимателя
1.1. Государственная пошлина
1.2. Заявление о государственной регистрации
1.3. Подача документов в налоговую инспекцию на государственную регистрацию
1.4. Действия регистрирующего органа
2. Получение лицензии на медицинскую деятельность
2.1. Заявление о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность
2.2. Рассмотрение заявления
3. Система налогообложения
4. Контрольно-кассовая техника (бланки строгой отчетности)

Введение

Частный медицинский кабинет – это место, где частнопрактикующий врач ведет медицинский бизнес.

Чтобы частный медицинский кабинет работал на законных основаниях его будущему владельцу - частнопрактикующему врачу необходимо выполнить ряд необходимых и достаточных действий в определенной последовательности.

1. Получение статуса индивидуального предпринимателя

Медицинский бизнес предполагает извлечение прибыли, поэтому чтобы начать свою собственную деятельность, врачу необходимо пройти государственную регистрацию в порядке, определенном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, является незаконной и предусматривает ответственность в соответствии со статьями 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 171 Уголовного кодекса.

1.1. Государственная пошлина

"Цена вопроса" за получение статуса индивидуального предпринимателя - 800 руб.

Именно столько составляет государственная пошлина за регистрацию (пп. 8 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ).

Государственная пошлина оплачивается по месту регистрации индивидуального предпринимателя, которым будет являться адрес регистрации в паспорте, где указывается место жительства гражданина.

Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины применительно к конкретному месту регистрации можно найти на сайте Федеральной налоговой службы в разделе о её территориальных налоговых органах или совершив визит в налоговую инспекцию по месту регистрации гражданина, где в коридорах на видных местах подобная информация обязательно имеется.

1.2. Заявление о государственной регистрации

Оформляется заявление о государственной регистрации по установленной форме. Для самостоятельного оформления заявления рекомендуем использовать Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" (вместе с "Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица", "Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя").

Коды ОКВЭД для частнопрактикующего врача могут быть следующие:

85.1 Деятельность в области здравоохранения

85.12 Врачебная практика

85.13 Стоматологическая практика

85.14 Прочая деятельность по охране здоровья

С заполненным заявлением необходимо обратиться нотариусу, чтобы он нотариально удостоверил подпись заявителя в заявлении о государственной регистрации.

1.3. Подача документов в налоговую инспекцию на государственную регистрацию

Если врач имеет место жительства (регистрацию) в одном месте, а частный медицинский кабинет предполагает открыть в другом, то он подлежит государственной регистрации по месту жительства (регистрации), а не по месту возможного осуществления медицинского бизнеса.

В налоговую инспекцию по месту жительства (регистрации) подаются:

-Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

-Копия паспорта;

-Квитанция об уплате госпошлины;

При подаче заявления при себе надо иметь оригинал паспорта.

1.4. Действия регистрирующего органа

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр:

-Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо Решение об отказе в государственной регистрации (направляется почтовым отправлением на адрес заявителя);

-Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя);

-Выписку из ЕГРИП;

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) будет присвоен одновременно с выдачей вышеназванных документов.

Если врач, зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя, ранее уже получил ИНН, то налоговым органом ему будет выдано уведомление о постановке на учет по месту жительства, в котором отражается ранее присвоенный ИНН.

2. Получение лицензии на медицинскую деятельность

Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с "Положением о лицензировании медицинской деятельности", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, в котором определены лицензионные требования и условия.

Для получения лицензии врачу нужно иметь на праве собственности, аренды и ином другом законном основании, помещение которое отвечало бы Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

2.1. Заявление о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность

Соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности;

б) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг);

в) копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику;

г) копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

д) копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности.

Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных "Положением о лицензировании медицинской деятельности".

В соответствии с пунктом 92 части 1 статьи 333.33. Налогового кодекса РФ за предоставление лицензии на медицинскую деятельность государственная пошлина установлена в размере 2600 рублей. Реквизиты для уплаты можно узнать в лицензирующем органе.

2.2. Рассмотрение заявления

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

3. Система налогообложения

С момента государственной регистрации врача в качестве индивидуального предпринимателя он становится налогоплательщиком с возникновением обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом.

Для частнопрактикующего врача, оказывающего медицинские услуги через частный медицинский кабинет может подойти упрощенная система налогообложения (УСНО) использующая различные объекты налогообложения.

Их, согласно статье 346.14 Налогового кодекса, всего два:

-Доходы;

-Доходы, уменьшенные на величину расходов.

При выборе частнопрактикующим врачом объектом налогообложения «Доходы», сумма налога определяется как полученный доход, умноженный на ставку налога, равную 6 процентов.

При выборе объектом налогообложения «Доходы минус расходы» сумма налога определяется как разницу между доходами и расходами умноженная на ставку налога, равную 15 процентов.

Выбирая один из объектов налогообложения, частнопрактикующему врачу целесообразно учитывать такое понятие, как «затратность».

Если он использует арендованное помещение и арендованное оборудование, т.е имеет место постоянные и обоснованно возникающие материальные издержки, то предпочтительнее выбрать объект налогообложения «Доходы минус расходы».

В том же случае, если частнопрактикующий врач уже выкупил помещение, оборудование и крупных расходов не ожидается, то при применении УСНО целесообразнее выбрать объект налогообложения «Доходы».

4. Контрольно-кассовая техника (бланки строгой отчетности)

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предоставляет право частнопрактикующему врачу при оказании медицинских услуг населению осуществлять наличные денежные расчеты с использованием контрольно-кассовой техники или через применение бланков строгой отчетности.

Удачи и процветания Вашей частной практики! Юридическое обслуживание мы всегда готовы предоставить! 

Комментарии:

  • Отличная статья! Спасибо! Все по делу, без воды... Возникла пара вопросов: можно ли врачу-ип работать без кассового аппарата? И почему вы не рассмотрели как вариант налогового обложения патентную систему?
  • Отличная статья! Спасибо! Все по делу, без воды... Возникла пара вопросов: можно ли врачу-ип работать без кассового аппарата? И почему вы не рассмотрели как вариант налогового обложения патентную систему?
  • Кирилл, в системе ОМС можно. При платных услугах согласно Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" см. http://pravo-med.ru/legislation/fz/9683/ 24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)). Т.е. если используете бланки строгой отчетности, то кассовый аппарат не нужен. Про патентную систему внесем изменения в статью.