В первом чтении принят правительственный законопроект, согласно которому медицинские организации, подведомственные Минздраву России (так называемые федеральные бюджетные учреждения здравоохранения и университетские клиники - клинические базы медицинских образовательных учреждений), выйдут из под контроля страховых компаний и попадут под непосредственный контроль Федерального фонда ОМС, который будет осуществлять их финансирование напрямую.
Вроде бы все политически декларировано верно. В социальном государстве, которым по Конституции является Россия, государство и берет на себя ответственность за качество здравоохранения федерального подчинения.
Улучшится ли качество медицинской помощи после возложения обязанностей на государство?
Какие для этого предпосылки?
Пока только одна – федеральным БУЗам (бюджетным учреждениям здравоохранения) будет доставаться больше средств ОМС за счет целевого финансирования из Федерального фонда, так как в настоящее время находящиеся в регионах подобные учреждения здравоохранения сидят в большинстве своем на «голодном пайке»: Комиссии при территориальных фондах распределяют объемы медицинской помощи в пользу своих региональных медицинских организаций (больниц, поликлиник), что в общем-то понятно.
Бюджет ОМС конечен: если федеральным БУЗам выделят больше денег, то в регионы уйдет меньше средств. Чтобы каким-то образом недостачу ликвидировать – урезается финансирование страховых медицинских организаций (вместо 1–2% от суммы целевого финансирования в настоящее время они будут получать 0,5–1% в зависимости от региона).
Иных предпосылок для улучшения качества медицинской помощи я не вижу.
Что еще очевидно?
Федеральный фонд ОМС сейчас является «денежным мешком», аккумулирующим страховые взносы, раздающий субвенции в регионы на выполнение базовой программы ОМС и осуществляющий нормативно-правое регулирование в рамках своей компетенции, т.е. особо не за что не отвечающий. Хотя региональные минздравы его немного «пощипывали», например:
Пока еще «мальчиками для битья» остаются страховые медицинские организации, их можно было публично «высечь», свалив ответственность за отсутствие надлежащего качества медицинской помощи.
С изменением в законодательстве крайним за качество станет ФФОМС (фактически государственная структура). Он из безмятежного состояния минимальной ответственности переводится в режим активной деятельности по защите прав застрахованных лиц и локомотива улучшения качества. Хватит ли сил и компетенции для этого, может быть именно из-за этого Голикова и ждет предложений от Минздрава и Фонда ОМС по изменению подходов к объёму, срокам и качеству медпомощи?