Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий

Комментарий к приказу Минздрава России от 7 июля 2015 года № 422ан

19.08.2015 07:35 Комментариев: 11 10393

Критерии качества медицинской помощи наконец-то появились. Они вступают в силу с 24 августа 2015 года и представляют собой, если кратко - общепризнанные правила медицины, требования к некоторым срокам оказания медицинской помощи и требования по надлежащему ведению медицинской документации.

Особенность лишь в том, что они закреплены в приказе Минздрава России 422ан от 7 июля 2015 года. Осмотр пациента, постановка предварительного диагноза, а затем клинического диагноза, необходимость корректировки плана лечения, проведения консилиума, использование лекарственных препаратов из стандарта медицинской помощи с частотой применения единица и так далее....

Уважаемые врачи, я изложил из критериев качества что-то новое, доселе вам абсолютно неизвестное? Явно нет. Все абсолютно обыденно и давно известно.

Почему Минздрав России не мог к 1 января 2015 (дате вступления в силу ч.2 ст. 64 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ) эти критерии воспроизвести на свет? Мне не ясно. Ничего архисложного!!!.

В комментариях к проекту критериев в конце 2014 года я обращал внимание на отсутствие их структурированности по признакам правильности своевременности и степени достижения запланированного результата (напомню это признаки качества медицинской помощи согласно федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Мою критику учли, но достаточно своеобразно и лишь частично. По подпункту «н» пункта 3 приказа 422ан если возникнет прогнозируемое осложнение, связанные с проводимой терапией, то это медицинский признак некачественной медицинской помощи. Но в любом информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство такие неблагоприятные исходы указаны, потому что есть несовершенство медицинской технологии, позднее обращение за медицинской помощью, когда с заболеванием или состоянием не в силах справиться не только резервные мощности организма, но и даже современные методы лечения, а также осложнение может быть следствием невыполнение врачебных рекомендации пациентом, согласны?

Приказ вводит понятие «дефект обследования лечения выбора метода хирургического вмешательства и ошибка при выполнении хирургического вмешательства. Ни в федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ ни в федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ понятие дефект и ошибка не встречаются.

Зачем Минздраву России усложнять правовое регулирование, вводя новые термины, а не воспользоваться законом «О защите прав потребителей" в котором есть понятие недостаток и существенный недостаток? Тем более, что он стал распространяться на обязательное медицинское страхование с 2012 года, а средства ОМС сейчас основной источник финансирования государственного и муниципального здравоохранения.

Важный момент для платной медицины – данными критериями надлежащего качества надо будет руководствоваться в рамках договоров оказания платных медицинских услуг. Почему? Потому что есть ч.5 ст. 4 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Статья называется «Качество товара (работы, услуги). Цитирую: «Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге исполнитель обязан оказать услугу, соответствующий этим требованиям».

И в заключении: при проведение судебно-медицинской экспертизы по т.н. в отсутствии нормативных правовых актов эксперты руководствовались общепринятыми канонами и правилами медицины, давая оценку качеству медицинской услуги. Теперь спрятаться за них не удастся. Придется брать критерии надлежащего качества из приказа 422ан и с ними сравнивать выполненную медицинскую услугу. На этом можно было бы поставить точку, но это еще не все, открою сюрприз от государства для медицинских организаций.

Я уже в своем блоге писал о том, что Росздравнадзор существенно расширит свои полномочия. Так вот с 1 января 2016 года почти со 100 % вероятностью ожидаются новые штрафы при ненадлежащем качестве медицинской деятельности. Их диапазон от 20 000 рублей и до 600 000 рублей. Но это уже тема для другого блога. Следите за информацией от медицинского юриста.

А что вы думаете по этому поводу? В поле для комментариев поделитесь своим мнением: улучшится ли качество медицинской помощи с появлением критериев качества?
Просмотров: 10393 Комментариев: 11 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Чудо-Юдо
19.08.2015 12:00
Зачем Минздраву России усложнять правовое регулирование, вводя новые термины, а не воспользоваться законом «О защите прав потребителей" в котором есть понятие недостаток и существенный недостаток?
Это вам на печи не понятно, а Скворцовой понятно для чего – для замыливания (выхолащивания) Федерального закона, подменяя приказом….
Ни чего в этой практике  нового нет,  посчитайте сколько Ф-Законов размыты всевозможными приказами, инструкциями по заполнению мед.карт  и.т.д.

За вами  Минздрав  оставляет  только  право  обжалования  того или  иного  приказа ,  в то время когда  благодаря  этим  приказам   население   сократилось  более чем на  3 млн  человек.  
Приведу банальный пример понятный  каждому врачу.  Каждый врач знает чем  руководствуется в своей деятельности (по крайней мере должен  знать )  как гласит «Должностная инструкция врача»  - законы Российской Федерации и иные нормативные  правовые  акты  по вопросам здравоохранения; и.т.д.
Кто ни будь,  сможет из  врачей  перечислить  хотя бы  свод  законов РФ (перечислившему безошибочно  пожму руку) .  Как правило редкие  врачи  прибегают  к всевозможным ВЕБИНАРам  ЦМП  т.к.  в силу ТК РФ  всем  необходимым  при осуществлении трудовой деятельности  врача обязан  обеспечивать  работодатель . Вот здесь и  кроется  кончина  здравоохранения  т.к.  работодателю не  выгодно   иметь  образованного  врача, что начнет  требовать  обучение за счет работодателя и.т.п.  Причем  такого  врача  практически  невозможно  будет  уволить, недавний пример  врача-блогера ЦМП Чувашева http://pravo-med.ru/community/blogs/chuvashev/uvolit-s-zanimaemoy-dolzhnosti-za-gruboe-narushenie-trudovoy-distsipli.php
А так, мрет себе население России  и  пусть  мрет – всегда  умирали, когда больше  когда  меньше.
Почему Минздрав России не мог к 1 января 2015
Так это работать надо, а в Минздраве  к этому не  привыкли. :D
Привыкли что им кто то преподнесет  из  подобных Рошалю  за  даром.
Кроме того ни чего нового в  представленном  приказе нет –  скопировано  с приказа  Минздрава СССР. ;):D
Ответить Ссылка 0
Чудо-Юдо
19.08.2015 16:57
Мою критику учли, но достаточно своеобразно и лишь частично. По подпункту «н» пункта 3 приказа 422ан если возникнет прогнозируемое осложнение, связанные с проводимой терапией,
На сколько своеобразно и насколько частично  учтено Минздравом хотелось бы узнать у автора ;) т.к.  п.п. «н»  п..3  Приказа 442  предполагая прогнозируемое осложнение  не должен  допускать  такой  услуги  и во-вторых  где  скрыт  сам механизм  прогнозирования по недопущению услуги  способной  повлечь  осложнение.  
В стандартах  бесплатной помощи об этом нет ни  слова. Кроме того такие повсеместные явления как  внутрибольничное  инфицирование повлекшее  не только  осложнение но и смерть  до сих пор не регламентировано каким либо приказом  вносить  в историю  болезни  и расследовать
. [VIDEO WIDTH=400 HEIGHT=300]https://www.youtube.com/watch?v=RgapOJzsX10[/VIDEO]
Ответить Ссылка 0
Чудо-Юдо
19.08.2015 16:36
По подпункту «н» пункта 3 приказа 422ан если возникнет прогнозируемое осложнение, связанные с проводимой терапией,
Ни это ли является прогнозом осложнения
Кто из пациентов хоть раз  слышал от  своего  терапевта (1000$ тому кто назавет тепапевта прогнозирующего осложнение) и принявшего обоснованное решение по лечению. [VIDEO WIDTH=400 HEIGHT=300]https://www.youtube.com/watch?v=Wsbwspb6pzs[/VIDEO]
Ответить Ссылка 0
Наталья
20.08.2015 10:57
Приказ как приказ: много букв, мало конкретики. Не нашла про туберкулёз и ВИЧ. Порадовал механизм перевода из одной медорганизации в другую. Вот уж действительно всё для своевременности и доступности. А где критерии для бригад "Скорой помощи"? От них многое зависит. Вот привезли нам пациента с инсультом, а у нас туберкулёзная больница...Начинаем созывать ВК и организовывать перевод в неврологию? Спасибо за приказ,справимся.
Ответить Ссылка 0
ООО
20.08.2015 13:05
Спасибо за приказ,справимся.
Спасибо А.Панову, что хоть както  просвещает  о бреднях  минздрава т.к. региональные депортаменты тоже не понимают как и что делать - все что можно  услышать  обращайтесь  в минздрав  пусть  разъясняют :D
Ответить Ссылка 0
Салыгина Екатерина
21.08.2015 23:42
Спасибо за комментарий: радостно, что кто-то отмечает те же проблемы:

1. Несогласованность ФЗ и Приказа в части определения качества медицинской услуги: как соотносить ст. 2 ФЗ и Критерии Приказа?
2. Куча критериев, не сгруппированных в нормальную классификацию для применения на практике: все вперемежку: что в голове у человека, который это пишет и того, кто ПОДПИСЫВАЕТ?!
3. Есть моменты, которые применимы и важны, принципиальны для госмедицины и неприменимы (либо с трудом) в частной: пп."з", например. Мы составили план обследования, пациент ознакомлен, пошел на МРТ, анализы сдавать и пр. Совсем не факт, что он придет к нам прямо через 10 дней, чтобы мы установили клинический диагноз.
4. Сроки оказания медицинской помощи: я до сих пор - сколько лет работаю - так и не понимаю, что имеется ввиду: своевременность оказания медицинской помощи - это медицинский критерий качества и он  не равен по правовому содержанию "сроки оказания медицинской помощи" - кои вообще строго установить не представляется возможным.
5. Дефект и ошибка - что есть что?
6. В преамбуле речь идет о: стандартах - Скворцова сама прямым текстом говорила  о том, что стандарты не являются алгоритмами лечения, они разрабатывались для организаторов здравоохранения; о клинических рекомендациях профес.неком.организаций - а если их нет????

В связи со всем сказанным, чем дальше, тем больше возникает ощущение, что "качество медицинской  помощи в целях административной отчетности и работы системы ОМС" не имеет ничего общего с "качеством медицинской помощи в целях оценки объекта гражданских прав, предмета договора с пациентом" - это вообще о разном...
Ответить Ссылка 0
22.08.2015 09:59
возникает ощущение, что "качество медицинской помощи в целях административной отчетности и работы системы ОМС" не имеет ничего общего с "качеством медицинской помощи в целях оценки объекта гражданских прав, предмета договора с пациентом" - это вообще о разном...
Екатерина,  мне представляется, что регулятор пошел по пути - "слепила из того, что было ...."  не вникая в правовые последствия нормативного правового акта.
Причина в том, что законодатель посчитал при  принятии федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - внесем правовую норму в закон, а к 2015 году уже разберутся как ее изложить.
Не разобрались, в т.ч. потому что не способны обращаться за помощью к знающим людям, видимо, есть личные амбиции нормотворцев от Минздрава РФ.
Ответить Родитель Ссылка 0
Чудо-Юдо
22.08.2015 12:36
Не разобрались, в т.ч. потому что не способны обращаться за помощью к знающим людям, видимо, есть личные амбиции нормотворцев от Минздрава РФ.
Кто такие знающие люди - 68 членов Общероссийского  народного фронта включая лидера или один из них Рошаль Леонид Михайлович. Прежде чем обращаться надо знать тех самых знающих.:D
А судя по всему их не знает даже сам лидер ОНФ т.к. (цитирую) «Ориентироваться прежде всего при решении вопросов развития здравоохранения на людей, которые пользуются услугами здравоохранения.
Миллионы людей ждут от нас улучшения ситуации в сфере здравоохранения. Вот на это надо ориентироваться прежде всего – на потребителей, на граждан. А граждане что говорят? Они недовольны здравоохранением, несмотря на все предпринимаемые усилия. Мы должны проанализировать, почему так происходит и что надо сделать, для того чтобы ситуацию улучшить».

"слепила из того, что было ...." не вникая в правовые последствия нормативного правового акта.
А из чего иного можно было слепить если проект  не публиковался широкому медицинскому сообществу. Ни Аналитический Центр Российской медицинской ассоциации, ни  Пироговское движение врачей России ни еще кто либо не выдели  проекта.
Теперь будим Ориентироваться...... на людей, которые РИСКНУТ пользуются услугами здравоохранения. Список жертв  на сайте ЦМП думаю будет  стремительно расти !
В том числе и таких как в Ростовской области,  пенсионер задушил жену, он  позвонил в полицию и сообщил о произошедшем убийстве. Во время расследования уголовного дела ему провели комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Врачи установили, что в момент убийства он находился в состоянии аффекта в связи с длительной психотравмирующей ситуацией, вызванной болезнью близкого человека которому не оказывалась  должным образом медицинская помощь. В итоге суд назначил ему год ограничения свободы, обязав не выезжать за пределы района и раз в месяц являться на регистрацию в уголовную инспекцию.
Ответить Ссылка 0
Чудо-Юдо
22.08.2015 13:54
возникает ощущение, что "качество медицинской помощи в целях административной отчетности и работы системы ОМС" не имеет ничего общего с "качеством медицинской помощи в целях оценки объекта гражданских прав, предмета договора с пациентом"

Приятно встретить  мыслящего  человека. ;)
Но это не ощущение, (вы поскромничали)   а точное понимание  того, что не имеет ничего общего с "качеством медицинской помощи в целях оценки объекта гражданских прав, предмета договора с пациентом".
Соответственно ни ОМС ни Минздрав не гарантирует  качества в госуслугах.  В то время как частная  медицина вправе устанавливать свои  критерии качества, гарантии оговоренные  договором  сторон.
А как же вы думаете,  почему  67 членов Общероссийского  народного фронта  лечатся либо в закрытых ведомственных учреждениях,  либо  за границей  ориентируясь именно  на то, что -  А граждане что говорят? Они недовольны здравоохранением, несмотря на все предпринимаемые усилия. Мы должны проанализировать, почему так происходит и что надо сделать, для того чтобы ситуацию улучшить».

Извиняюсь, но только  дурак  может выйти погулять  по минному  полю  если  висит табличка  «МИНЫ»  Так и   67 членов Общероссийского  народного фронта  должны быть дураками  если -  А граждане что говорят? Они недовольны здравоохранением, несмотря на все предпринимаемые усилия.
Ответить Ссылка 0
Чудо-Юдо
22.08.2015 13:12
Панов Алексей
.....не вникая в правовые последствия нормативного правового акта.
;)
......а к 2015 году уже разберутся как ее изложить.
;)
Лидер ОНФ В.В.Путин
А граждане что говорят? Они недовольны здравоохранением, несмотря на все предпринимаемые усилия.
;)
И что вам до того…. Ну каркнула ворона…  Да пусть хоть  до хрипоты каркает, а мы посмотрим куда она  полетит  лечиться,  у нас то тоже  есть  право выбора  в том числе не  слушать того  что  каркают, а посмотреть на то, что  выбирают  каркуши т.к. только у подопытного  кролика нет права выбора. Надеюсь вы не считаете себя кроликом.
Ответить Ссылка 0
Оксана Гречина
30.09.2015 14:18
У меня практический вопрос:...проведение осмотра пациента... не позднее 2 часов с момента обращения в регистратуру...Я работаю в детской поликлинике:Прием вызовов с 8.00 до 15.00,прием врача с 8.30 до 11.00,с 11.30 до 14.00,с 15.00 до17.30.Максимум вызовов приходится на период с 8.00 до 13.00 Вопрос как обслужить за 2 часа вызовы,если врач находится на приеме 2,5-3 часа? И вызовов то как правило не один и поступать они могут с интервалом в 10 минут. Сколько ж времени должен составлять визит врача к пациенту? И как быть врачу, которому вызов поступил  с 14.30 до 15.00,если у врача прием с 15.00 до 17.30?
Ответить Ссылка 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.