Формат мероприятия был таков, что я не успел выступить по одной из составляющих проблемы, связанной с недостатком (существенным недостатком) медицинской услуги. А именно: а какие же цели установления недостатка и существенного недостатка медицинской услуги на досудебном этапе и судебном процессе?
Реализую эту возможность сейчас в рамках своего блога медицинского юриста.
Мы с вами знаем, что существуют общие способы защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом в России: это присуждение обязанности по исполнению в натуре, компенсация морального вреда, возмещение убытков, взыскание неустойки.
Эти способы защиты рассматривать не буду, ни цель моего сообщения. Если же гражданин выступает в качестве потребителя, то Закон о защите прав потребителей вводит категории “недостатка” и “существенного недостатка” медицинской услуги.
Графически это можно представить так: вверху услуга с надлежащим исполнением, ниже с недостатками и ещё ниже с существенными недостатками.
Как мы видим существенный недостаток даёт больше отклонения от надлежащего исполнения этой услуги.
Закона о защите прав потребителя устанавливает не только права на качество и безопасность информации, но и устанавливает механизм реализации прав потребителя, если они были нарушены. Этот механизм закреплен в статье 29.
Что мы в ней видим? Если имеет место недостаток услуги, то включаются специальные механизмы защиты прав потребителей. А именно: он может потребовать устранение недостатка услуги, уменьшить уплаченную им цену, потребовать повторного оказания услуги, обратиться за устранением недостатков услуги к третьим лицам и за понесенные расходы потребовать возмещения у исполнителя услуги, отказаться от исполнения договора с возмещением убытков при условии, если в установленный срок недостатки не устранены. И шестой способ — это отказ от исполнения договора если имеет место существенные отступления от условий договора.
Так как имеет место еще понятие “существенный недостаток” медицинской услуги, то также закреплен механизм защиты прав при наличии существенного недостатка. Первоначально такие же требования по устранению недостатка. Но если в течение 20 дней данное требование не устранено либо недостаток является неустранимым, тогда включаются те же самые механизмы что и при наличии недостатка услуги: это уменьшение стоимости, возмещение расходов по устранению недостатков третьими лицами и отказ от исполнения договора с возмещением убытков.
Если “недостаток” или “существенный недостаток” имели место, но права, связанные с этими категориями потребителем, не были реализованы медицинской организацией, то включается механизм ответственности - штраф в размере 50% от суммы, установленной судом за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
Общеизвестный способ защиты нарушенных прав - компенсация морального вреда.
Для чего важны эти понятия? Как они влияют на размер компенсации? Суд должен установить фактические обстоятельства!
Будем рассуждать объективно. Существенный недостаток влечет более значимую компенсацию морального вреда при нарушении прав потребителей.
Таким образом понятия “недостаток” и “существенный недостаток” медицинской услуги нужны для того, чтобы выяснить - каким образом может реализовывать свои права потребитель при выявленных нарушениях, а медицинская организация - каким образом включать механизм защиты своих интересов.
И вторая составляющая использования этих понятий - для установления фактических обстоятельств, влияющих на размер компенсации морального вреда.
Вывод: “недостаток” и “существенный недостаток” медицинской услуги - категории, с которыми медицинские организации обязаны работать, если имеет место досудебное требование потребителя, либо если он уже обратился в судебный процесс по защите своих нарушенных прав.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.