Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram
Блог главного редактора
Компания: ООО "Центр медицинского права"
Должность: Управляющий

Цели установления недостатка (существенного недостатка) медицинской услуги на досудебном этапе и судебном процессе

14.01.2020 13:01 Комментариев: 0 1068
В декабре 2019 года в рамках круглого стола и видеоконференций Право-мед.ру с коллегами мы обсуждали теоретические, философские, правоприменительные аспекты понятия “недостаток” и “существенный недостаток” медицинской услуги и связанные с этим проблемы, которые однозначно имеются.



Формат мероприятия был таков, что я не успел выступить по одной из составляющих проблемы, связанной с недостатком (существенным недостатком) медицинской услуги. А именно: а какие же цели установления недостатка и существенного недостатка медицинской услуги на досудебном этапе и судебном процессе?

Реализую эту возможность сейчас в рамках своего блога медицинского юриста.

Мы с вами знаем, что существуют общие способы защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом в России: это присуждение обязанности по исполнению в натуре, компенсация морального вреда, возмещение убытков, взыскание неустойки.

1 Способы.jpg

Эти способы защиты рассматривать не буду, ни цель моего сообщения. Если же гражданин выступает в качестве потребителя, то Закон о защите прав потребителей вводит категории “недостатка” и “существенного недостатка” медицинской услуги.

Графически это можно представить так: вверху услуга с надлежащим исполнением, ниже с недостатками и ещё ниже с существенными недостатками.

2 Недостаток медуслуги.jpg

Как мы видим существенный недостаток даёт больше отклонения от надлежащего исполнения этой услуги.

Закона о защите прав потребителя устанавливает не только права на качество и безопасность информации, но и устанавливает механизм реализации прав потребителя, если они были нарушены. Этот механизм закреплен в статье 29.

4.Ст 29 ЗОЗПП.jpg

Что мы в ней видим? Если имеет место недостаток услуги, то включаются специальные механизмы защиты прав потребителей. А именно: он может потребовать устранение недостатка услуги, уменьшить уплаченную им цену, потребовать повторного оказания услуги, обратиться за устранением недостатков услуги к третьим лицам и за понесенные расходы потребовать возмещения у исполнителя услуги, отказаться от исполнения договора с возмещением убытков при условии, если в установленный срок недостатки не устранены. И шестой способ — это отказ от исполнения договора если имеет место существенные отступления от условий договора.

Так как имеет место еще понятие “существенный недостаток” медицинской услуги, то также закреплен механизм защиты прав при наличии существенного недостатка. Первоначально такие же требования по устранению недостатка. Но если в течение 20 дней данное требование не устранено либо недостаток является неустранимым, тогда включаются те же самые механизмы что и при наличии недостатка услуги: это уменьшение стоимости, возмещение расходов по устранению недостатков третьими лицами и отказ от исполнения договора с возмещением убытков.

Если “недостаток” или “существенный недостаток” имели место, но права, связанные с этими категориями потребителем, не были реализованы медицинской организацией, то включается механизм ответственности - штраф в размере 50% от суммы, установленной судом за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.

5. Штраф.jpg

Общеизвестный способ защиты нарушенных прав - компенсация морального вреда.

6. Моральный.jpg

Для чего важны эти понятия? Как они влияют на размер компенсации? Суд должен установить фактические обстоятельства!

Будем рассуждать объективно. Существенный недостаток влечет более значимую компенсацию морального вреда при нарушении прав потребителей.

7. Фактические.jpg

Таким образом понятия “недостаток” и “существенный недостаток” медицинской услуги нужны для того, чтобы выяснить - каким образом может реализовывать свои права потребитель при выявленных нарушениях, а медицинская организация - каким образом включать механизм защиты своих интересов.

И вторая составляющая использования этих понятий - для установления фактических обстоятельств, влияющих на размер компенсации морального вреда.

Вывод: “недостаток” и “существенный недостаток” медицинской услуги - категории, с которыми медицинские организации обязаны работать, если имеет место досудебное требование потребителя, либо если он уже обратился в судебный процесс по защите своих нарушенных прав.
Просмотров: 1068 Комментариев: 0 0

Добавить комментарий

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.