В Верховный суд Российской Федерации
Заявитель: Иванов Иван Иванович
666055, Иркутская область, г. Ангарск,
21 микрорайон, дом 125, кв.164
Заинтересованные лица:
1. Правительство Российской Федерации
адрес 103274, Москва, Краснопресненская набережная, дом 2
2. Министерство здравоохранения Российской Федерации
Адрес 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
Заявление
о признании недействующим нормативного правового акта в части
31 октября 2000 года в "Российской газете", N 210, опубликовано Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Оспариваемый нормативный правовой акт в части пунктов 14-16, устанавливающих степень утраты профессиональной трудоспособности в зависимости степени нарушения функций организма противоречит содержанию понятия степень утраты профессиональной трудоспособности изложенному в статье 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" под которым названный закон понимает выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Во исполнении Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 было принято Постановление Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания" с последующими изменениями, внесенными Минздравсоцразвития РФ которое в пунктах 20, 22, 24 также устанавливает степени утраты профессиональной трудоспособности в зависимости от степени нарушения функций организма.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 руководствуются учреждения медико-социальной экспертизы, которые непосредственно устанавливают степень утраты профессиональной трудоспособности, отталкиваясь исключительно от т.н. клинико-функционального критерия, обосновывая вынесенное решение, прежде всего степенью нарушений функций организма (значительно выраженная, выраженная, умеренная, незначительная) застрахованного, пострадавшего от несчастного случая на производстве (профессионального заболевания).
Между тем, фактические обстоятельства наступления страховых случаев определяются тем, что застрахованные осуществляют профессиональную деятельность во вредных и иных условиях труда и страховые случаи приводят к тому, что возникают медицинские противопоказания для осуществления профессиональной деятельности застрахованным в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами (установлены Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н) в результате чего наступает абсолютная неспособность застрахованного осуществлять профессиональную деятельность, предшествующую наступлению страхового случая независимо от степени нарушения функций организма, т.е. застрахованный становится не способен полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества и его способность осуществлять профессиональную деятельность является утраченной полностью.
Руководствуясь пунктами 14-16 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 и пунктами 20, 22, 24 Постановления Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 в части юридической значимости степеней нарушений функций организма и игнорируя наличие медицинских противопоказаний для осуществления профессиональной деятельности застрахованным после наступления страхового случая учреждения медико-социальной экспертизы занижают численное значение степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованных, что напрямую занижает меры социальной защиты застрахованных в части единовременной и ежемесячной страховых выплат, в то время как Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ставит задачу предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.
Определением Верховного суда РФ от 13.01.2009 N КАС08-675 в мотивировочной части констатировано, что при определении степени утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего учреждения медико-социальной экспертизы во всех случаях должны учитывать не только клинико-функциональные критерии нарушений функций организма, но и иные критерии, влияющие на возможность пострадавшего продолжать профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
В последующем в целях обеспечения единства судебной практики и законности в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от способности пострадавшего осуществлять не любую профессиональную деятельность, а только ту профессиональную деятельность, которую он фактически осуществлял до наступления страхового случая по трудовому договору. В связи с этим, если застрахованный не способен полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества, то его способность осуществлять профессиональную деятельность следует считать утраченной полностью.
Из вышеназванной правой нормы Постановления Пленума также видно, что полная утрата способности осуществлять профессиональную деятельность может иметь место при любой степени нарушения функции организма, т.е. определяющим обстоятельством является неспособность (противопоказанность) полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 руководствуются учреждения медико-социальной экспертизы, которые непосредственно устанавливают степень утраты профессиональной трудоспособности, отталкиваясь исключительно от т.н. клинико-функционального критерия, обосновывая вынесенное решение, прежде всего степенью нарушений функций организма (значительно выраженная, выраженная, умеренная, незначительная) застрахованного, пострадавшего от несчастного случая на производстве (профессионального заболевания).
Между тем, фактические обстоятельства наступления страховых случаев определяются тем, что застрахованные осуществляют профессиональную деятельность во вредных и иных условиях труда и страховые случаи приводят к тому, что возникают медицинские противопоказания для осуществления профессиональной деятельности застрахованным в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами (установлены Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н) в результате чего наступает абсолютная неспособность застрахованного осуществлять профессиональную деятельность, предшествующую наступлению страхового случая независимо от степени нарушения функций организма, т.е. застрахованный становится не способен полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества и его способность осуществлять профессиональную деятельность является утраченной полностью.
Руководствуясь пунктами 14-16 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 и пунктами 20, 22, 24 Постановления Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56 в части юридической значимости степеней нарушений функций организма и игнорируя наличие медицинских противопоказаний для осуществления профессиональной деятельности застрахованным после наступления страхового случая учреждения медико-социальной экспертизы занижают численное значение степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованных, что напрямую занижает меры социальной защиты застрахованных в части единовременной и ежемесячной страховых выплат, в то время как Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ставит задачу предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.
Определением Верховного суда РФ от 13.01.2009 N КАС08-675 в мотивировочной части констатировано, что при определении степени утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего учреждения медико-социальной экспертизы во всех случаях должны учитывать не только клинико-функциональные критерии нарушений функций организма, но и иные критерии, влияющие на возможность пострадавшего продолжать профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
В последующем в целях обеспечения единства судебной практики и законности в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от способности пострадавшего осуществлять не любую профессиональную деятельность, а только ту профессиональную деятельность, которую он фактически осуществлял до наступления страхового случая по трудовому договору. В связи с этим, если застрахованный не способен полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества, то его способность осуществлять профессиональную деятельность следует считать утраченной полностью.
Из вышеназванной правой нормы Постановления Пленума также видно, что полная утрата способности осуществлять профессиональную деятельность может иметь место при любой степени нарушения функции организма, т.е. определяющим обстоятельством является неспособность (противопоказанность) полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и руководствуясь ст. ст.27, 251, 253 ГПК РФ
прошу суд
признать пункты 14-16 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части установления степени утраты профессиональной трудоспособности в зависимости степени нарушения функций организма как противоречащие содержанию понятия степень утраты профессиональной трудоспособности недействующим в названной части со дня его принятия.
Приложения:
1. Копия оспариваемого нормативного правового акта, опубликованного 31 октября 2000 года в "Российской газете", N 210.
2. Копия заявления для заинтересованных лиц.
4. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования (с копиями для заинтересованных лиц).
5. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Приложения:
1. Копия оспариваемого нормативного правового акта, опубликованного 31 октября 2000 года в "Российской газете", N 210.
2. Копия заявления для заинтересованных лиц.
4. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования (с копиями для заинтересованных лиц).
5. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Иванов Иван Иванович /подпись/
" " ________ 2012 года