
Москвич Владислав Баталин попал туда после жалоб на головные боли и тахикардию
В конце июля 2015 года Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу россиянина Владислава Баталина и его родителей на принудительное психиатрическое лечение и избиение в психосоматическом отделении института им. Склифосовского, а также на отсутствие эффективного расследования по делу. ЕСПЧ присудил семье компенсацию в размере 26 тыс. евро. Интересы истцов представляли адвокат, член Московской Хельсинкской Группы Каринна Москаленко и юрист МХГ Ирина Сергеева.
В мае 2005 года 28-летнему москвичу Владиславу Баталину стало плохо – у мужчины часто колотилось сердце и сильно заболела голова. Его родители вызвали Скорую помощь, которая отвезла пациента в ГКБ № 6 Москвы. Однако там в госпитализации отказали, направив мужчину в поликлинику. Дома, будучи не в состоянии терпеть головную боль, Баталин порезал себе руку и родители снова вызвали Скорую, которая доставила его в институт им. Склифосовского. Там пациенту сделали перевязку и поместили в психосоматическое отделение с диагнозом "хроническое соматоформное болевое расстройство, расстройство личности, вялотекущая шизофрения, попытка суицида".
Той же ночью мужчина, по его словам, был избит пациентами больницы при участии медперсонала. Баталин также заявил, что на нем испытывали препараты. Врач назначил ему Сероквель (атипичный нейролептик), Иксел (антидепрессант), Карбамазепин (стабилизирует настроение), Трифтазин (антипсихотик) и Циклодол. Применение первого препарата из списка без необходимости и в больших объёмах можно приравнять к пытке, счел заявитель. Вдобавок на тот момент испытания препарата на людях в России не были завершены, а в Европе он и вовсе тестировался только на крысах, мышах и собаках.
Всего Баталин провел в психосоматическом отделении 15 дней. Отцу удалось вызволить его оттуда, передав сотруднику НИИ взятку в размере 3 тыс. рублей и $300 – сказано в заявлении. После этого мужчина два месяца лечил сердце в стационаре «обычной» больницы.
Семья Баталиных не раз обращалась в полицию, прокуратуру и другие инстанции, пытаясь привлечь виновных к ответственности, но до суда дело так и не дошло.
Судьи ЕСПЧ обратили особое внимание на применение к пациенту не испытанных на людях препаратов. В решении есть ссылки на Нюрнбергский кодекс, сформулированный в августе 1947 года судьями, которые вели процесс над экспериментировавшими в концлагерях нацистскими врачами. В кодексе перечислены условия участия в экспериментах, основное из которых – добровольность и информированность участников. Также судьи вспомнили и о Хельсинской декларации 1964 года, где говорится о добровольности и информированности участников экспериментов, о принципах ООН по защите душевнобольных.