
На Совете по стратегическому развитию министр Вероника Скворцова о новаторских предложениях не упомянула
Первое заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам провел 13 июля в Кремле Владимир Путин. Цель нового Совета - помочь нашей стране выйти их кризиса, определив пути развития в новых, "более сложных", по словам президента, условиях.
В основе - все те же майские указы 2012 года. Однако необходима будет, предупредил Путин, "максимальная концентрация ресурсов, оптимизация расходов и повышение качества управления как отдельными отраслями, так и страной в целом".
О конкретных действиях в сфере здравоохранения рассказала министр Вероника Скворцова. По словам министра, мы имеем огромные ресурсы для развития. Скворцова перечислила планы и достижения: снижена младенческая смертность, а к 2018 году, с вводом в строй 29 новых перинатальных центров, эти показатели улучшатся. Идет переход к цифровым технологиям: за пару лет медики полностью перейдут на электронный документооборот, что высвободит 30 процентов рабочего времени на общение с пациентом. Будет обеспечена преемственность лечения пациента в разных клиниках. Для повышения доступности медпомощи в регионах внедрят единую диспетчеризацию скорой помощи, что сократит времени доезда до пациента. А увеличив количество авиационных медбригад, Скворцова намерена повысить доступность помощи и в «медвежьих уголках» страны. Плюс за два года внедрят не менее 36 инновационных лекарств от онкологии и других тяжких хворей.
Проанализировав речь министра, управляющий Центром медицинского права Алексей Панов пришел к выводу, что ведомство продолжит уже имеющиеся тенденции. А вот глобальных изменений, которые обеспечили бы отечественной медицине реальный прорыв, юрист не увидел.
- Министр считает, что в здравоохранении есть огромные ресурсы для развития. Общепринято, что ресурсы – это денежные средства, материальная база и кадровый состав. Если со вторым в отечественной медицине относительно нормально, то с первым и третьим – проблемы. Чтобы их решить, нужны серьезные изменения в системе здравоохранения, - говорит Панов. – Что у нас сейчас? Госформа собственности и бюджетные медучреждения, где врач – «винтик» неэффективного механизма, заточенного на все большее освоение средств ОМС. При всем этом - недопонимание системы оплаты труда при эффективных контрактах, непрозрачные критерии компенсационных и стимулирующих выплат. А ведь не раз и не два ведомству предлагались другие системы. Я, к примеру, обращал внимание Администрации Президента на работы ученого Алексея Тихомирова по социально ориентированной рыночной реформе здравоохранения (обращение направлено в электронном виде).
Суть в том, чтобы государство предоставило врачам инфраструктуру: оборудованные помещения, мед.изделия. А врачи – индивидуальные предприниматели, арендуя все это, работали бы с пациентами напрямую: за оплату от самих больных или из ОМС (если пациент с полисом). Обширной чиновничьей надстройки такая система не требует, хотя контролирующие органы нужны. Похожая система эффективно работает в США. И что же я получил на свое обращение? Благодарность Минздрава за активную жизненную позицию. Но ни одно из предложений Тихомирова в выступлении Скворцовой не прозвучало. О каком прорыве в здравоохранении можно тогда говорить?