Telegram Право-мед.ру

Актуальные новости о здравоохранении, правовых аспектах и охране здоровья для профессионалов и интересующихся

Подписаться в Telegram

Ятрогенные преступления — это всегда преступления с неумышленной формой вины?

03.07.2020 00:03
2271

Медицина – это сфера общественно-полезной деятельности, основанной на сложившихся исторических принципах, основополагающим из которых является: «Не навреди!»

Судебный прецедент - апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 06.03.2019 N 85-АПУ19-1 согласно которого в отношении акушерки была переквалификация преступного деяния с убийства малолетнего на неоказание помощи больному, а врач-педиатр и заместитель главного врача областной больницы по акушерству и гинекологии были оправданы стал очередной темой обсуждения сообщества юристов Право-мед.ру Алексея Панова, Ивана Печерея, Дмитрия Гаганова, Юлии Севастьяновой, Игоря Степанова в части того, почему суды не готовы применять к врачам, по чьей вине умер пациент, статью с умышленной формой вины (ст. 105 УК РФ (Убийство).

Иван Печерей считает вообще неприемлемым понятие «ятрогенное преступление», так как негативные последствия медицинского вмешательства для пациента могут иметь место и без вины врача. Для медицинских работников есть специальная статья – 124 УК РФ «Неоказание помощи больному», которой суды и пользуются. Квалификация деяния, как убийство, может иметь место, например, при эвтаназии. Прямой умысел на лишение жизни в медицине – крайне редкое явление.

Дмитрий Гаганов привел пример редкого вменения ст. 105 УК РФ врачу – онкологу на основании его показаний, данных следователю во время допроса: врач вполне сознательно допускал сокращение жизни больной после операции, хотя и не желал ее смерти (признаки косвенного умысла).

Алексей Панов не помнит в своей практике с 1999 года, чтобы врачи совершали умышленные действия, приводящие к причинению вреда жизни или здоровью граждан. Вероятно, такой же позиции придерживаются и судьи, поскольку они сами, их родственники обращаются за медицинской помощью.

Юлия Севастьянова придерживается мнения о том, что российский законодатель не настроен рассматривать врачей в качестве убийц, намеренно лишающих пациентов жизни. Подобная лояльная практика характерна и для дел (гражданских, уголовных), рассматриваемых Европейским судом по правам человека.

Игорь Степанов исходит из того, что медицина – это сфера общественно-полезной деятельности, основанной на сложившихся исторических принципах, основополагающим из которых является: «Не навреди!», обратное имело место в фашистских концентрационных лагерях. Признание умышленной формы вины врача чревато созданием образа «врача-убийцы», что негативно скажется на настроении в обществе и во врачебной среде.

Подробности обсуждения в видео.


Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle