Требование ТФОМС Ивановской области о возврате 147 млн рублей средств ОМС и уплате штрафа в 14,7 млн рублей признаны недействительными
ТФОМС Ивановской области провел плановую комплексную проверку областного бюджетного учреждения здравоохранения «Ивановский областной онкологический диспансер» на предмет использования средств ОМС за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
ТФОМС из информационного ресурса произведена выборка оплаченных случаев оказания медицинской помощи по профилю «онкология» с применением противоопухолевой терапии по схемам, предусматривающим ежедневный прием лекарственного препарата в течение 30, 28, 21 дней, по которым длительность фактического пребывания пациента в стационаре составила меньше 30, 28, 21 дня соответственно.
Всего выявлено таких случаев 1659, по всем случаям запрошены медицинские карты стационарного больного. В ходе анализа предоставленной информации ТФОМС Ивановской области обнаружено, что в 2020 году в 1646 случаях лекарственные препараты, приобретенные учреждением здравоохранения за счет средств ОМС для проведения противоопухолевой терапии пациентам в условиях дневного стационара, были выданы пациентам для продолжения приема в амбулаторных условиях, что является нарушением Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Территориальной программы ОМС и свидетельствует о нецелевом использовании ОБУЗ «ИВООД» средств ОМС.
ТФОМС потребовал вернуть 147 276 796 руб. использованных не по целевому назначению и уплатить штраф в размере 14 727 679 руб.
Онкологический диспансер обратился в суд о признании недействительными акта плановой комплексной проверки использования средств ОМС в части нецелевого использования денежных средств в сумме 147 276 796 руб. и требования о возврате этой суммы и штрафа в размере 14 727 679 руб.
Сослался на то, что лекарственные препараты использовались медицинской организацией для целей оказания медицинской помощи пациентам с диагнозом «злокачественное новообразование» в соответствии с назначением врача; все лекарственные препараты выданы пациентам в момент их нахождения на лечении в дневном стационаре ОБУЗ «ИВООД» с целью продолжения полного комплексного курсового лечения, определенного врачом-онкологом; запрет на выдачу пациентам дневного стационара лекарственных средств отсутствует; более того, данные лекарственные препараты включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Рассмотрев представленные доказательства и отношения сторон, арбитражный суд пришел к следующему:
- Медицинская помощь оказана в отношении заболевания, включенного в базовую программу обязательного медицинского страхования; спорные лекарственные препараты, которые включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, были выданы онкологическим диспансером пациентам (под роспись) в рамках проведения курсов противоопухолевых терапий по соответствующим схемам в период нахождения их на лечении в условиях дневного стационара.
- Лекарственные препараты предназначались для лечения пациентов по назначенным (утвержденным) в установленном порядке врачом схемам лечения, обоснованность и правильность которых участниками процесса не оспаривается (не опровергнута). При этом какого-либо запрета на выдачу пациентам дневного стационара лекарственных препаратов действующее законодательство не содержит.
- То обстоятельство, что находящиеся в условиях дневного стационара пациенты, начавшие противоопухолевые терапии по соответствующим схемам и получившие лекарственные препараты на всю схему лечения, в последующем (до окончания применения препарата схемы) были выписаны из дневного стационара, может говорить лишь о возможном формальном несоблюдении медицинской организацией процедуры оказания медицинской помощи, но не свидетельствует о наличии на стороне учреждения здравоохранения вменяемого нецелевого использования средств ОМС.
- Нарушение назначенной (утвержденной) врачом схемы лечения является недопустимым, проведение противоопухолевой терапии по соответствующим схемам, при отсутствии противопоказаний (в том числе, прогрессии развития злокачественного новообразования либо появления признаков токсичной непереносимости у пациента), должно быть непрерывным, что обеспечивает оказание пациенту, больному онкологическим заболеванием, надлежащей медицинской помощи.
- Получение лекарственного препарата на необходимую схему лечения удовлетворяет потребность пациента в лечении онкологического заболевания и реализует гарантированное ему Конституцией Российской Федерации право на медицинскую помощь.
- Учреждение как организация, осуществляющая свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
- Как усматривается из представленных в дело медицинских карт, назначение лечения осуществлялось врачом с учетом развития заболевания и физиологических особенностей каждого пациента (наличия/отсутствия прогрессии развития злокачественного новообразования, признаков токсичной непереносимости у пациента). В данном случае при поступлении в дневной стационар и назначении лечения за пациентом осуществлялось наблюдение, по итогам которого врачом оценивалось состояние пациента, эффективность (правильность) и необходимость продолжения выбранной методики лечения.
- Принимая во внимание значительное количество пациентов, состоящих на учете в 2020 году в Ивановской области с диагнозом «онкология» (32 248 человек), и ограниченное число койко-мест в отделении химиотерапии (106 коек), нахождение пациента в условиях дневного стационара на весь период назначенной схемы лечения, существенно снизило бы численность госпитализаций в дневной стационар и ограничило бы возможность получения медицинской помощи пациентам, больным онкологическими заболеваниями. Возможность осуществления лечения исключительно в амбулаторных условиях материалами дела не подтверждена.
Совокупность изложенных обстоятельств не позволила суду прийти к выводу о возможности использования формального подхода ТФОМС Ивановской области к разрешению спора, поскольку такой подход вступает в противоречие с закрепленными в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ принципами, гарантирующими гражданам обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи, что является недопустимым.
Заявление областного бюджетного учреждения здравоохранения «Ивановский областной онкологический диспансер» было удовлетворено в полном объеме: признан недействительными акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в части нецелевого использования денежных средств в сумме 147 276 796 руб. и требование об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и штрафа по акту плановой комплексной проверки в части взыскания 147 276 796 руб. и штрафа в размере 14 727 679 руб.
С Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области в пользу областного бюджетного учреждения здравоохранения «Ивановский областной онкологический диспансер» взыскано 3 000 рублей судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Решение не вступило в законную силу.