ООО «ДокторЪ» избежало административной ответственности п ч.4 ст. 14.1 из-за истечения сроков исковой давности
Должностными лицами ТО Росздравнадзора по Костромской области на основании решения руководителя в отношении ООО «ДокторЪ» проведен внеплановый инспекционный визит в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности.
Предметом инспекционного визита явилось соблюдение медицинской организацией обязательных требований Федерального закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности», приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Административным органом были выявлены следующие нарушения лицензионных требований осуществления медицинской деятельности:
- смешение потоков инфекционных и неинфекционных больных;
- не проведение термометрии на входе в медицинскую организацию;
- не соблюдение сотрудниками мер профилактики заражения инфекционными заболеваниями (отсутствие защитной маски у регистратора);
- не обеспечение приема пациентов с симптомами ОРВИ в отдельно выделенных кабинетах, расположенных около дополнительного входа;
- отсутствие в амбулаторных картах больных с признаками острой респираторной вирусной инфекции отметок о направлении на проведение ПЦРтестирования, назначения компьютерной томографии легких;
- не обеспечение больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 бесплатными лекарственными препаратами;
- выдача медицинских отводов от вакцинации от COVID-19 на основании результатов анализов на наличие антител класса IgA, IgM и/или IgG после исключения данного показателя из критериев подтверждения случая заболевания COVID-19.
Данные факты квалифицированы ТО Росздравнадзора как нарушение подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности» Порядка № 198н в части несоблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Результаты проверки зафиксированы в акте внепланового инспекционного визита от 20.01.2022 г.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Костромской области в отношении ООО «ДокторЪ» составлен протокол от 26.01.2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании которого административный орган в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении медицинской организации к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным органом требований, суд первой инстанции исходил из того, что последним не доказана объективная сторона вмененного ООО «ДокторЪ» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Костромской области отменить, привлечь медицинскую организацию к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ
Апелляционный суд установил, что указанные выше нарушения ООО «ДокторЪ» лицензионных требований, предусмотренных Порядком № 198н, пунктом 6 Положения № 852 установлены и подтверждены надлежащими доказательствами (акт внепланового инспекционного визита от 20.01.2022, протокол опроса от 20.01.2022, протокол осмотра помещения от 20.01.2022 и др.)
Протокол об административном правонарушении от 26.01.2022 содержит ссылку на акт от 20.01.2022 в котором зафиксированы нарушения медицинской организацией лицензионных требований. В этой связи неуказание в самом протоколе от 26.01.2022 сведений о нарушениях конкретных нормативных правовых актов, устанавливающих лицензионные требования, не свидетельствует о недоказанности административным органом в действиях ООО «ДокторЪ» события и состава вмененного ему административного правонарушения.
Указанные выше действия клиники могли повлечь нарушение прав граждан на получение своевременной медицинской и лекарственной помощи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в установленные сроки и явиться причиной возникновения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также создать угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии (недоказанности) в действиях ООО «ДокторЪ» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является необоснованным. Соответственно медицинская организация подлежала привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП.
Вместе с тем факт нарушения ООО «ДокторЪ» лицензионных требований был выявлен 20.01. 22 года, следовательно, трехмесячный срок давности привлечения медицинской организации к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, должен исчисляться с этой даты и на момент рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы ТО Росздравнадзора истек.
Требование ТО Росздравнадзора о привлечении ООО «ДокторЪ» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2022 решение Арбитражного суда Костромской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области – без удовлетворения.