ЦРБ вернет в бюджет ТФОМС 9,6 млн рублей средств, использованных не по целевому назначению
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Тарко-Салинская центральная районная больница» обратилось в суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании Акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в части нецелевого использования средств ОМС:
на начисление заработной платы специалистам по связям с общественностью в размере 7 274 502 рублей;
- на расходы по оплате услуг на проведение обучения в Пиар-школе и командировочные расходы специалиста по связям с общественностью на сумму 85 725 руб.;
- на заключение гражданско-правовых контрактов с ООО «МРТ Альянс» на проведение отдельных диагностических исследований в сумме 2 209 700,00 руб.;
- в части штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 963 562 руб.
В свою очередь, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд со встречным заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Тарко-Салинская центральная районная больница» о взыскании средств, использованных не по целевому назначению в сумме 9 569 927 рублей, штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования денежных средств в сумме 956 992 рублей, и пени в сумме 119 624 рублей с последующим начислением процентов по дате фактического исполнения обязательств.
По мнению Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), вышеуказанные расходы не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, эти расходы являются нецелевым использованием средств ОМС и подлежат восстановлению в бюджет ТФОМС.
Суд, изучив материалы дела и оценив аргументы обеих сторон, пришел к следующим выводам:По мнению ТФОМС вышеуказанные расходы не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются нецелевым расходованием средств ОМС, подлежат восстановлению в бюджет территориального фонда.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
1. Функциональные обязанности специалиста по связям с общественностью, такие как как, например, реализация политики учреждения, разработка конкретных планов внутренней и внешней политики учреждения в области связей с общественностью и средствами массовой информации, проведение мероприятий информационно-рекламного характера, участие в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера с участием представителей средств массовой информации, разработка информационно-рекламных материалов, подготовка текстов для корпоративного издания, участие в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера и т.д. ни прямо, ни опосредованно не соответствуют целям и задачам организации медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
2. Наличие в структуре тарифа затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, не опровергает доводы о нецелевом характере использования средств обязательного медицинского страхования, поскольку не доказывает, что несение расходов на выплату заработной платы специалиста по связям с общественностью связано с затратами, необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
При проверке использования средств ОМС, выданных в подотчет работникам медицинской организации установлено, что в проверяемом периоде специалист по связям с общественностью организационно-методического отдела за счет средств ОМС прошла обучение в «Пиар-школе» специальный модуль «PR в медицине» в городе Москва. Общая сумма израсходованных средств ОМС на командировочные расходы составила 46 025 рублей.
Кроме того, в рамках заключенного с ООО «Нормедиа» договора за счет средств ОМС учреждением здравоохранения произведена оплата за участие в вышеуказанном мероприятии специалиста по связям с общественностью организационно-методического отдела на сумму 39 700 рублей.
3. В проверяемом периоде ГБУЗ ЯНАО «ТЦРБ» заключило с ООО «МРТ Альянс» государственные контракты на оказание диагностических услуг по проведению магнитно-резонансной томографии. Согласно актам выполненных работ медицинской организацией в проверяемом периоде были оказаны отдельные диагностические исследования по проведению магнитно-резонансной томографии пациентам, находящимся на амбулаторном лечении в ГБУЗ ЯНАО «ТЦРБ» на общую сумму 2 209 700 рублей.
Оплата услуг по данным государственным контрактам осуществлена за счет средств ОМС.
Между тем, ООО «МРТ Альянс» на основании уведомления, направленного в ТФОМС, было включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2021 году.
Таким образом, Тарифным соглашением на 2021 год было установлено оплату за медицинскую помощь осуществлять через страховую медицинскую организацию (ТФОМС), а не в рамках гражданско-правовых договоров между медицинскими организациями без участия страховой медицинской организации, принимая во внимание то обстоятельство, что ООО «МРТ Альянс», как участник обязательного медицинского страхования, участвовало в реализации ТП ОМС в 2021 году.
Следовательно, у ЦРБ отсутствовали правовые основания для заключения гражданско-правовых контрактов с ООО «МРТ Альянс» на проведение отдельных диагностических исследований, указанных в Приложении к Тарифному соглашению на 2021 год и направления средств ОМС оплату услуг по компьютерной томографии застрахованным лицам на общую сумму 2 209 700 рублей.
4. Размер штрафа, исчисленный от суммы нецелевого использования средств, составил 956 992 рублей.
В возражениях на встречное исковое заявление ГБУЗ указывает на несоразмерность суммы штрафа и пени последствиям нарушения, больница осуществляет социально значимую деятельность и финансируется из окружного бюджета.
Суд полагал возможным принять во внимание статус учреждения, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений и степень вины заявителя и снизить размер назначенного ТФОМС и оспариваемого ЦРБ штрафа (956 992 рублей) в 5 раз, до 191 398 руб.
5. Поскольку ГБУЗ не выполнило свои обязательства перед ТФОМС, подлежит уплате пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств.
Сумма неустойки на дату подачи искового заявления составляет 119 624 руб. Расчет пеней судом проверен, признан верным. Ввиду отсутствия доказательств ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, суд не нашел правовых оснований для снижения пени в порядке статьи 333 ГК РФ.
Признан недействительным акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС в части начисленного и оспариваемого заявителем штрафа в размере, превышающего 191 398 руб. В остальной части требований ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа «Тарко-Салинская центральная районная больница» отказано.
С ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа «Тарко-Салинская центральная районная больница» в пользу ТФОМС Ямало-Ненецкого автономного округа взысканы средства, использованные не по целевому назначению в размере 9 569 927 руб., штраф в размере 191 398 руб., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций от суммы нецелевого использования в сумме 119 624 рублей с последующим начислением процентов по дату фактического исполнения обязательств, в доход федерального бюджета России взыскана госпошлина в размере 70 750 руб.
Решение не вступило в законную силу.