В ходе проверки оценка расходования средств проводилась помесячно, без учета корректировки, проводимой медицинской организацией
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 44» обратилась в суд с целью оспаривания акта проверки, составленного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга. Проверка касалась использования средств нормированного страхового запаса, полученных для софинансирования расходов на оплату труда медработников.
В ходе плановой проверки, проведенной с 3 по 24 мая 2024 года, в акте проверки были сделаны выводы о необоснованно запрошенных дополнительных суммах финансирования по врачебному медицинскому персоналу и по среднему медицинскому персоналу в размере 3 973 000 рублей и 683 890 рублей соответственно.
На основании этого ТФОМС сделал вывод о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 4 303 870 рублей. При этом ТФОМС основывал свои выводы на помесячном анализе движения средств ОМС.
Поликлиника, в свою очередь, указала на отсутствие подтверждений со стороны ТФОМС о нецелевом использовании средств и на корректное использование всех полученных денежных средств в соответствии с бюджетом и сводной бюджетной росписью.
Суд установил, что поликлиникой было запрошено для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала 16 322 369 рублей, а израсходовано в 2023 году – 14 152 576 рублей.
Остаток из средств НСЗ в размере 2 169 792 рублей был израсходован уже в 2024 году в связи с поздним поступлением средств из НСЗ на счет учреждения здравоохранения, в то время как существовала необходимость начислить и выплатить заработную плату врачам и среднему медицинскому персоналу поликлиники в конце 2023 года.
Положениями Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала установлено финансирование в период текущего финансового года.
Соответственно, контроль за использованием медицинскими организациями средств для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала должен также осуществляться за период финансового года.
Помесячный анализ и контроль использования поликлиникой средств для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, не предусмотрен Порядком ввиду невозможности точного расчета средств на софинансирование.
Исходя из того, что соглашение заключается сроком на год, то и оценка расходования средств должна проводиться в целом по финансовому году с учетом корректировок, проводимых учреждением на протяжении софинансирования, чего не было сделано комиссией ТФОМС Санкт-Петербурга.
Данное обстоятельство привело к неправильному выводу о нецелевом использовании средств НСЗ учреждением.
Суд признал действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования необоснованными и признал недействительным акт проверки; фактические расходы по оплате труда медицинского персонала были обоснованы.
Также суд отменил требование ТФОМС о возврате средств в размере 4 303 877 рублей и обязал возместить поликлинике судебные расходы в размере 3 000 рублей.
Решение не вступило в законную силу.