Лечение мигрени

Алексей Панов
Медико-правовая характеристика потребительских свойств медицинской услуги. Информация для медицинской организации и потребителя.
13.03.2016
1923

Информация для потребителя

1. Что такое мигрень

Мигрень – хроническое неврологическое заболевание сосудистой природы, которое проявляется в типичном виде приступами пульсирующей, односторонней головной боли, которая имеет свои характерные предвестники и закономерности в развитии приступа

2. Как она клинически проявляется? Какие медицинские признаки необходимо и достаточно свидетельствуют о наличии мигрени?

Классические признаки мигрени следующие:

  • головная боль, которая (если не лечить) длится от 4 часов до 3 суток, включая ночные часы;
  • боль пульсирует, повторяя биение сердца;
  • болит половина головы – правая или левая;
  • фото – и фонофобия (непереносимость света и звука, желание уединиться в тихой, темной и прохладной комнате);
  • тошнота, однократная или многократная рвота, возникающая на высоте головной боли;
  • стремление сжать виски, перетянуть голову шарфом или полотенцем, что улучшает самочувствие.

Предвестники, которые возникают незадолго до головной боли, и свидетельствуют о ее неизбежном приближении, именуются аурой. Мигренозная аура может представлять собой вспышки света, мелькание «мушек», приступы головокружения, онемения конечностей и языка.

Поскольку мигрень является частой причиной нетрудоспособности, то незамеченной она пройти не может, особенно в типичных случаях.

3. Что произойдет, если не лечить мигрень?

Мигрень – это заболевание, которое может беспокоить человека в течение многих лет, при этом в межприступные периоды человек может считать себя абсолютно здоровым. Однако, во время приступа существует риск развития мигренозного статуса. При этом состоянии значительно повышается риск развития инсульта с последующей возможной инвалидизацией и даже смертельным исходом. Кроме того, мигренозный статус может спровоцировать отек и набухание головного мозга .

4. Какие должны быть надлежащие действия врача при лечении мигрени?

Для правильного и эффективного лечения мигрени врачом необходимо выполнить определенный комплекс диагностических и лечебных мероприятий. Для установления диагноза требуется:

  • провести расспрос пациента. При сборе жалоб должно быть обращено внимание на ведущую – головную боль. Жалобы необходимо детализировать и установить связь с изменением сосудистого тонуса. Об этом будет говорить их характер по типу гемикрании, связь с физической нагрузкой, появление характерного поведения, фото – и фонофобии, тошноты, рвоты, а также возможное развитие предварительных симптомов по типу ауры. Врачом – неврологом может быть установлена эпидемиологическая связь между приемом контрацептивных гормональных препаратов (у женщин детородного возраста) и головной болью, либо, например, употреблением сыра, орехов, красного вина и других продуктов, содержащих тирамин;
  • при проведении стандартного неврологического осмотра врач может никаких отклонений от нормы, поскольку в основе механизма заболевания лежит резкое обратимое расширение кровеносных сосудов, которое никак не проявляется в межприступном состоянии;
  • инструментальные методы диагностики мигрени служат скорее для исключения других органических причин (объемных образований, сосудистых нарушений). Специалист должен назначить УЗИ экстракраниальных сосудов с цветным допплеровским картированием, транскраниальную допплерографию, МРТ головного мозга с контрастированием по показаниям.

Лабораторные методы исследования (общий и биохимический анализ крови) малоинформативны;

  • Важным способом подтвердить диагноз является эффективность назначенного лечения. В идеале приступы головной боли удается при правильно подобранной терапии ликвидировать даже до ее возникновения, на этапе появления ауры..

5. Как потребителю убедиться, что все действия выполнены правильно?

В том случае, если мигрень протекает без ауры, то критерием правильного лечения является снижение уровня болевой интенсивности во время приступа, а также увеличение продолжительности «светлых промежутков» между приступами. Точно также пациент может убедиться с помощью модификации своего образа жизни, предписанного врачом, что в некоторых случаях мигрень может быть полностью излечена, и при отмене препаратов приступы головной боли перестают беспокоить совсем.

6. Как могут проявляться в субъективных ощущениях пациента последствия некачественного оказания медицинской услуги?

В лечении неврологических заболеваний, к которым относится мигрень, большое значение отводится сотрудничеству пациента и врача, достоверное изложение необходимых фактов анамнеза и проведение превентивного лечения. Поэтому некачественным оказанием услуги можно считать факт отсутствия назначения дополнительных инструментальных методов обследования при неэффективности лечения, а также нежелание лечащего врача сменить тактику лечения, если к смене будут иметься основания.

Документирование обязательств

7. Что должно быть изложено в медицинской документации пациента?

Документом, в котором оставляет записи врач – невролог, согласно приказу МЗ РФ № 834н от 15.12. 2014 г, является медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (учетная форма № 025/у).

В медицинской карте в разделе 24 «записи врачей – специалистов» неврологом должны быть отражены в обязательном порядке следующие сведения:

  • жалобы;
  • история настоящего заболевания;
  • история жизни (сведения о прививках, травмах, операциях, перенесенных заболеваниях, наличия заболевания у родственников, сведения из гинекологического и пищевого анамнеза);
  • данные общего осмотра (общие объективные данные);
  • данные неврологического осмотра;
  • диагноз;
  • осложнения (при наличии);
  • сопутствующие заболевания (при наличии);
  • назначенные методы обследования;
  • лечение (может не содержать назначение лекарственных препаратов);
  • данные о выданных справках и листке нетрудоспособности;
  • информация о выданных льготных рецептах;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, либо отказ.

Потребительские свойства медицинской услуги [1]

8. Какие потребительские свойства данной услуги (польза, выгода) для потребителя?

Основными потребительскими свойствами предоставляемой медицинской услуги следует считать:

  • Полное избавление от приступов головных болей либо существенное улучшение, которое заключается в достоверном урежении частоты приступов и протекании их со значительно меньшей тяжестью.

9. На какие потребительские свойства вправе рассчитывать потребитель во время лечения, после окончания лечения в краткосрочном и долгосрочном периоде?

Во время лечения мигрени пациент (при условии активного сотрудничества с врачом и неукоснительного выполнения его предписаний) вправе рассчитывать на:

  • максимально быстрое выявление причин мигрени, либо диагностический поиск иной причины;
  • улучшение качества жизни вследствие облегчения состояния во время приступов.

Непосредственно и в долгосрочной перспективе после окончания приема сосудосуживающих препаратов при мигрени пациент, при условии тщательного соблюдения врачебных рекомендаций по изменению правил питания, применения системы профилактических мероприятий, отказу от вредных привычек может надеяться на стойкий лечебный эффект, при отсутствии возникновения иной сосудистой патологии.

10. В чем отличия лечения мигрени в различных клиниках, как они влияют на стоимость и на ценность потребительских свойств услуги для потребителя?

На более высокую стоимость услуги «лечение мигрени», а в конечном итоге и на её потребительские свойства влияет расширенный спектр назначения высокотехнологических методов обследования при более углубленном диагностическом поиске. Сами мероприятия диагностического поиска и мера их стоимости может быть определена только после первичного приема. Также на итоговую цену лечения влияет:

  • состояние исходного здоровья пациента и необходимость коррекции таких болезней, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет и других;
  • назначение более дорогостоящих препаратов, преимущество которых – существование доказательной базы их заявленного действия;
  • частота приема врача.

Портал Право-мед.ру рекомендует потребителям: уточните в медицинской организации перед заключением договора на оказание медицинских услуг - на какие потребительские свойства услуги вы вправе рассчитывать взамен проведенной оплаты, чем они подтверждаются и как соотносятся с обозначенной ценой и средней по рынку.

Если в медицинской организации на эти вопросы ответят обстоятельно и в доступной для понимания потребителя форме - заключайте договор на оказание медицинских услуг!

1.Информация о работах, услугах в обязательном порядке должна содержать: … сведения об основных потребительских свойствах работ, услуг. (ч.2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей")

Материалы, размещенные на данной странице, предназначены для просвещения потребителей о потребительских свойствах медицинских услуг и их соотнесения с ценой услуги. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций ввиду возможных противопоказаний. Установление диагноза, предложение методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний, медицинской реабилитации являются исключительной компетенцией лечащего врача.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle