Текущий год в России станет годом легализации телемедицины. В течение 2 лет все медицинские организации будут подключены к сети Интернет для того, чтобы каждый смог получить доступ к медицинской помощи, где бы он ни находился. С таким поручением к Федеральному собранию обратился президент РФ Владимир Путин в декабре 2016 г.
К 15 марта Правительство обязано подготовить и утвердить план, согласно которому все больницы и ЛПУ в стране будут подключены к скоростному Интернету до 01.01.2019 г., чтобы полноценно внедрить телемедицину в жизнь. Пока телемедицина не имеет разрешения, но до конца весенней сессии Государственной Думы ожидается принятие соответствующего базового закона.
С принятием закона многое изменится, поскольку каждый гражданин в любой момент сможет воспользоваться Интернетом, чтобы получить необходимую медицинскую консультацию. Это окажет серьезное влияние на перспективы развития всего здравоохранения, но каким оно станет, станет понятно только через 5-7 лет. Замена врача информационными технологиями несет в себе не только положительные моменты, но и отрицательные.
В том, что именно телемедицина окажет решающее воздействие на развитие рынка медуслуг, ни у кого не вызывает сомнений. Клиники, как государственные, так и частные, получат возможность развиваться ускоренными темпами, а пациенты получат прямой доступ к качественной медицинской помощи.
По некоторым оценкам, к 2018 г. рынок дистанционной медицины в мировом масштабе будет оцениваться в 4,5 млрд. долларов, а в России он затронет каждую четвертую больницу. Легализация телемедицины позволит врачам осуществлять собственную частную практику, не вступая в какую-либо организацию. Крупнейшие интернет-корпорации уже готовы к новому закону, они разрабатывают собственные платформы. Так у «Яндекса» появится сервис «Здоровье», а также популярная социальная сеть «Доктор на работе» готовит свою платформу.
Ожидать изменений в текущем году не приходится, для рядовых пациентов сервисы, скорее всего, станут доступными уже в следующем 2018 году. Страховщики также придерживаются этой точки зрения и предсказывают более поздние изменения в российском здравоохранении, которые так или иначе затронут и ОМС.
Практика внедрения телемедицины в развитых странах показала, что при больших ожиданиях отдача не настолько велика. Как будет происходить этот процесс в России предсказывать сложно. Пока необходимо ждать, какую форму оказания медицинской помощи разрешит новый закон. Будет ли возможным давать консультации без соответствующего диагноза, а также лечить пациентов под ответственность врача.
С 2016 года в России продолжается оптимизация числа больниц и койко-мест. Согласно сведениям Росстата, медперсонал за 9 месяцев 2016 г. был сокращен на 66 тыс. штатных единиц, по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Больше всего сокращено медсестер, число которых уменьшилось на 48,5 тыс. человек.
Происходят такие серьезные сокращения без учета возрастного состава закрепленного за ЛПУ населения и его численности, а также не принимается в расчет местная транспортная доступность лечебных учреждений. Общественные слушания перед закрытием той или иной больницы или поликлиники не проводились. Все это самым наихудшим образом сказалось на работе младшего медперсонала, а также на доступности медицинской помощи. Сейчас трендом служит индивидуальное лечение и отказ от профилактики, хотя должно быть наоборот.
Естественным следствием ухудшения доступности государственной медицины становится рост частного сектора. Этот процесс не стал бы возможным без ухода государства от надзора за системой здравоохранения. Происходит абсурдный процесс, когда средства ФОМС поступают в частные организации, а государственные ЛПУ оказывают населению платные медицинские услуги. Чиновники всячески стремятся выполнить указ президента о том, чтобы повысить зарплаты врачам, но средства для этого применяются самые разрушительные.
По сведениям Росстата с января по сентябрь 2016 г. средний заработок врача в России составлял 48,9 тыс. руб. В те же месяцы 2015 г. этот показатель был равен 46,4 тыс. руб. Больше всего выросли зарплаты в ЛПУ федерального значения (на 8%), в регионах же рост не превысил 5%. В государственных ЛПУ зарплаты не только не выросли, но даже уменьшились с учетом ткущего курса национальной валюты и подорожания. В разных регионах размер зарплат врачей отличается в несколько раз. Средняя зарплата московского врача составляет 81 тыс. руб., тогда как в Ингушетии – только 23,2 тыс. руб.
С 2016 г. Росстат отказался от обнародования сведений о том, как соотносятся заработки врачей к средним показателям по регионам, но данные 2015 г. говорят сами за себя: средний заработок врача по стране составил 156% от средней зарплаты в регионах. В текущем году ожидается повышение зарплат медработников 1 января и 1 октября на 7,5%. В майских распоряжениях Президента РФ содержится тезис о том, чтобы увеличить к 01.01.2018 г. зарплаты младшего и среднего медперсонала с тем, чтобы они стали равны средней зарплате в регионе, а зарплаты врачей должны быть равны двукратной средней зарплате в регионе. Удастся ли это воплотить в жизнь – неизвестно.
Счетная палата в проекте бюджета ФОМС разнесла это увеличение до 01.01.2019 г., выделив на текущий год на эти цели в 2018 г. 153,7 млрд. руб., а в 2019 г. – 191,7 млрд. руб., в нынешнем же году на это будет потрачено 44,5 млрд. руб.
Причинами сокращения штатов в последующие годы станет внедрение информационных технологий, а также утверждение новых стандартов и протоколов оказания медицинской помощи. Новейшие медицинские приборы уже позволяют выполнять множество диагностических процедур без участия врача.
С внедрением телемедицины пациенты будут получать развернутые консультации врачей в дистанционном порядке, а также проходить медицинские осмотры. За границей для этих целей уже существуют стационарные кабинки, где каждый желающий может пройти медосмотр, а в России такие системы находятся в стадии разработки. Датчики получают информацию и могут ее передать компьютеру, который выполнит заданные операции (распечатает отчет, соотнесет данные с рекомендациями, передаст информацию в медучреждение). Врач при таких условиях потребуется тогда, когда потребуется выполнить контактное вмешательство: сделать операцию, оказать акушерскую помощь и т.д.
Новый законопроект Минздрава от 2016 г. меняет принципы оказания медицинской помощи. Клинические рекомендации становятся приоритетом. Начало этой реформе было положено в 1998 г., но воплотить ее в жизнь пока не удалось. Достичь равновесия между объемами оказания медицинской помощи и финансированием пока не получается, получится ли это после принятия закона, предсказывать сложно.
Врачи надеются, что клинические рекомендации не будут возведены в статус обязательных. Ведь при несогласии врача с рекомендациями в конкретном случае по медицинским показаниям, он будет обязан в принудительном порядке все-таки следовать именно рекомендациям, иначе будет наказан.
Платежеспособность населения в кризис упала. В 2016 г. частным клиникам удалось удержать прирост оборотов на отметке 10%. Это положительная тенденция для частной медицины, но настолько ли она положительна для пациентов, говорить пока рано. Низкий уровень сервиса в государственных больницах и низкая доступность медицинской помощи – все это приводит к тому, что все платежеспособные пациенты предпочитают вкладывать свои деньги в собственное здоровье.
Расценки на медицинские услуги выросли, поскольку подорожали расходные материалы, медоборудование, все, что закупается за рубежом. Это стало причиной банкротства неэффективных предприятий. Наибольший рост показали в 2016 г. многопрофильные медцентры, где можно в одном месте получить как можно больший спектр услуг. В нынешнем году эта тенденция только усилится, а значит и возрастет конкуренция.
Следует опасаться демпинга, когда игроки будут стремиться покрыть свои убытки демпинговыми расценками, что приведет неизбежно к ухудшению качества услуг. Программы государственно-частного партнерства и участие частных клиник в ОМС – это один из ведущих трендов 2017 г.
Спад на в 2016 г. составил 5%. Снизилась покупательская способность, спрос вырос на самые дешевые препараты. В 2017 г. ожидается прирост спроса, но не более 7%. Государство сокращает закупки препаратов, что также сказывается на рынке.
Сейчас в России размер подушевого потребления препаратов меньше втрое, чем в странах ОЭСР, где на каждого приходится около 429 долларов. В начале 2016 г. Минздрав заявлял, что будет внедряться лекарственное страхование, когда стоимость препаратов, выписываемых амбулаторно, будет частично компенсироваться за счет бюджета. В декабре Вероника Скворцова, министр здравоохранения, пообещала вернуться к этому вопросу через 2-3 года.
Обеспечивать граждан бесплатными лекарствами государству не на что. При существующем страховом тарифе в 5,1% невозможно заложить такие меры в бюджет, но повышать этот тариф до 2019 г. пока никто не будет. Импортозамещение было объявлено приоритетом, но при этом в России за год были открыты только несколько новых линий по выпуску препаратов, совместно с крупнейшими международными фармкорпорациями (Bayer, Pfizer).
Есть все основания полагать, что открытие новых линий в 2017 г. продолжится, но есть опасения, что будут приняты такие шаги, как снятие защиты патентов с импортных препаратов и принудительное лицензирование социальных лекарств. Обсуждается вопрос открытия собственного производства в России гигантом – Bayer, но конкретных сведений по этому вопросу пока нет.
Одной из самых печальных тенденций 2016 г. в медицине стал рост числа инфицированных ВИЧ. Много лет этот процесс продолжается в стране, но именно в прошлом году был перейден «рубикон» - более 1 млн. чел., зарегистрированных с ВИЧ.ВОЗ заявила, что Россия на первом месте по приросту числа инфицированных в мире, обогнав страны Африки.
Весь год Минздрав говорил о разработке стратегии по борьбе с ВИЧ, но итоговый документ так и не увидел свет. То, что получило правительство, а потом и приняло, эксперты раскритиковали и не признали реальной стратегией. Минздрав предложить 9 из 10 инфицированных охватить лекарственной терапией, но в бюджете нет таких денег. После этого было принято решение оказать поддержку 30% инфицированных, вместо нынешних 8%.
Столь большое число заболевших автоматически требует перенаправления немалой части бюджетных средств на лечение и профилактику ВИЧ. Статистика неумолимо демонстрирует рост числа инфицированных в стране. По словам Вероники Скворцовой, к 2020 году число инфицированных увеличится в 2,5 раза, а это значит, что оно достигнет и перешагнет порог в 2 млн. человек.
В настоящее время население страны составляет 146,5 млн. человек. При прогнозируемом приросте числа инфицированных приходится говорить о том, что к 2020 году, то есть всего через 4 года в России на 30-35 человек будет приходиться 1 ВИЧ-инфицированный. Таковы данные официальной статистики и официальных прогнозов, но в пациентских сообществах считают, что реальные цифры на самом деле еще более угрожающие.
Недостаточность охвата лекарственной терапией можно решить разными способами. Например, Минздрав предлагает достичь этого путем удешевления лекарств. Это позволит при тех же затратах охватить терапией большее число пациентов. Но в пациентских сообществах звучит совсем иное мнение: с переходом на дешевое лечение неизбежно придется мириться и серьезными побочными эффектами. Возникает большой риск сознательного отказа пациентов от лечения.