Что грядет вслед за консолидацией рынка ОМС?

Дмитрий Иванов
Объединение страховых компаний – это одна из реалий отечественного рынка обязательного медицинского страхования. Каковы последствия этого процесса и что от него следует ожидать?
13.02.2017
1660

Чем отличился минувший год?

Консолидация страховых компаний в России, продолжающаяся с самого начала создания системы ОМС, происходит одновременно с ужесточением нормативов Центрального Банка и стремлением страховщиков увеличить географию своего присутствия на рынке. В настоящее время через счета ФФОМС ежегодно проходит порядка 1,5 трлн. руб.

Сделкой 2016 г. объявлено приобретение компанией «ВТБ Страхование» портфеля «РОСНО-МС». В результате число клиентов страховщика достигло 23 млн. человек, что позволило компании занять первую строчку в рейтинге ведущих игроков страхового рынка страны. Между тем, M&A?активность прямых конкурентов может серьезно повлиять на ротацию в будущем, так как потенциал для консолидации велик. Рассмотрим, что двигало рынком страхования в минувшем году, и какие пути для расширения сфер своего влияния остались у его игроков.

История развития рынка ОМС в России знает три этапа экспансии крупнейших страховщиков: с середины нулевых, в 2010 г. и сейчас, причем от текущих изменений зависит очень многое в самом ближайшем будущем. Эксперты видят в происходящих объединениях главный тренд этого и следующего годов.

Годами на самом высоком уровне обсуждалось участие страховых компаний в системе ОМС. Нормативы разрабатывались, но не внедрялись. В итоге в 2015 г. начало процессу было положено указом президента. Минздрав совместно с Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС) предложил усилить ответственность страховых медицинских организаций (СМО). Счетная палата утверждает, что страховщики неэффективно защищают права пациентов. А между тем на свою работу СМО из средств ФФОМС получают 1%, что по данным ЦБ РФ в период с января по сентябрь прошлого года составило 10,5 млрд. руб.

Два новых норматива были приняты по инициативе Минэкономразвития и Минздрава в минувшем году. СМО должны до 01.01.2017 г. удвоить свой уставной капитал (до 120 млн. руб.), а также введен совершенно новый институт страховых поверенных, обязанных сопровождать застрахованных лиц от момента записи на прием к врачу, до выписки, а также контролировать своевременность прохождения диспансеризации. Средства на создание системы страховых поверенных уже заложены в бюджет на текущий год.

Всего в 2016 г. было обучено 3 тысячи поверенных, которые приступили к работе в call-центрах, выполняя дистанционное сопровождение пациентов. Поверенные второго уровня приступят к работе с 01.01.2017 г., контролируя прохождение диспансеризации. Специалисты третьего уровня приступят к работе в 2018 году, выполняя полное сопровождение пациентов.

Ощутимая доля бюджетных средств была потрачена на эти цели самими СМО. В результате изменилась рентабельность бизнеса, в особенности для небольших игроков. До сих пор маленькие страховщики только тем и занимались, что проводили средства ОМС за свой процент, но теперь отрасль полностью реформируется. У СМО появятся совершенно новые функции, а также вырастет ответственность. Выживут только крупнейшие представители бизнеса, а более мелкие ждет банкротство. В немалой степени успех такой консолидации обусловлен совпадением интересов крупнейших игроков рынка с целями и задачи государства, продолжающего реформировать здравоохранение.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) подсчитал: в 2016 г. на приращение уставных капиталов СМО потратили в общей сложности 2,5 млрд. руб. Растет интерес крупнейших компаний к объединению с локальными игроками. О намерении расширить портфели своих клиентов заявили «АльфаСтрахование», «ВТБ Страхование», «СОГАЗ-Мед» и другие из ТОП10.

Объединяться, так по-крупному!

Законы роста рынка медицинского страхования отличаются от других сегментов, поскольку это вовсе не высокомажоритарный бизнес. Только в действительно больших компаниях рентабельность поддается управлению. По словам Геннадия Гальперина, генерального директора «ВТБ Страхования», рентабельность ОМС находится на высоком уровне, а его словам можно доверять, ведь компании удалось только в 2016 году расширить свой портфель на 17 млн. человек, присоединив «РОСНО-МС».

Международная группа Allianz, от лица которой была проведена сделка, пояснила свое решение продать актив нежеланием участвовать в реформе ОМС. Иностранному владельцу невозможно в должной мере контролировать процесс, так как для этого необходимо самым тесным образом сотрудничать и с ФФОМС, и с ВСС. «ВТБ Страхование» намерено предложить своим новым клиентам обновленные банковские и страховые программы. Не известно, во сколько обошлась страховщику эта сделка, но по некоторым оценкам – около 3 млрд. руб.

О своих M&A-намерениях заявил и «Ингосстрах», но его заявки в ФАС не прошли. Заинтересовавшие «Ингосстрах» компании так и не были присоединены: «Росмедстрах-К» в Курске не пожелал присоединяться, СК «Астро-Волга-Мед» в Самаре смогла нарастить уставный капитал, а от сделки с «РОСНО-МС» компания отказалась сама. В результате СК «Астро-Волга-Мед» выкупила компания «МАКС-М» в январе 2017 г.

На очереди МСК «УралСиб», интерес к которой проявляла «СОГАЗ-Мед», а ныне ведутся переговоры о присоединении к «РЕСО-Гарантии». «СОГАЗ-Мед» же ведет переговоры с компанией Михаила Прохорова «Согласие-М», а если сделка не состоится, то застрахованные лица будут распределены между столичными страховщиками. В Самарской же области Территориальной фонд обязательного медицинского страхования станет выполнять функции «Согласия-М».

Страховые границы

Вес страховой компании во многом определяется размером ее портфеля, а именно: сколько клиентов сочли ее достойной доверия. Минимальный порог – 300 тысяч клиентов в каждом регионе. Сейчас на рынке есть всего 20 таких компаний, чей пакет не перекуплен более крупными игроками. Только 3 страховщика могут похвастаться клиентской базой выше 3 млн. человек: «Спасские ворота-М», «Астрамед-МС», «АК БАРС-Мед», чей уставной капитал составляет по 120 млн. руб., что позволит им остаться независимыми игроками, коль скоро этого пожелают владельцы.

«Спасские ворота-М» не хотят присоединяться к кому бы то ни было. Действительно, при портфеле в 500 тыс. застрахованных и более, компания вполне может говорить о своей рентабельности. Покупка регионального бизнеса для федеральных игроков – это всегда риск, поскольку на каждой территории есть свои фонды, риски, правила формирования тарифной сетки, требования к программному обеспечению, осуществлению экспертизы. Говорить о сети, если компания имеет в нескольких областях по 200 тыс. застрахованных, не приходится, поскольку каждое из таких отделений будет работать в уже сложившихся местных условиях, а об оптимизации расходов и вовсе говорить не приходится.

В Крыму первой на рынке стала компания Сандимирова, единственным конкурентом которой стал «Крыммедстрах». Ее актив – свыше 1 млн. человек. Однако, пока о продаже активов речи нет. И все же, размер клиентской базы – не единственный критерий для консолидации, поскольку есть много других, не менее важных. Покупатели смотрят на стоимость чистых активов, изучают их структуру, проверяют соответствие деятельности нормативам регулятора, отслеживают финансовые потоки и оценивают сопутствующие риски, в том числе связанные со сменой собственника.

На цену сделки могут повлиять очень многие факторы, например, работа по претензиям с ТФОМС, с налоговой и/или трудовой инспекцией, наличие незакрытых судебных разбирательств по искам об оплате медицинских услуг по ОМС, предоставленных более установленного нормативами уровня.

Подушевой норматив – не менее важный критерий рентабельности консолидации. Региональные особенности серьезно влияют на него. Например, в малонаселенном ХМАО подушевой норматив на каждого застрахованного – 24 тыс. руб., а в среднем по стране эта цифра равна – 7-9 тыс. руб. Дальнейшее ужесточение нормативов способно подстегнуть процессы консолидации. Все страховщики, кому не удастся нарастить уставной капитал, привлечь новых клиентов и изыскать пути для повышения рентабельности своей деятельности, будут вынуждены искать, кому продать свои активы, чтобы не потерять уже вложенные в дело средства.

Так, регулятор уже анонсировал намерение заставить игроков нарастить уставные капиталы до 300 млн. руб. Изыскать такие резервы предприятие может несколькими способами: привлечь инвесторов, но тогда придется поделиться прибылями, либо оформить заем в банке и поделиться уже с банком, оплачивая проценты по ссуде. И тот и другой способ помогут выполнить требования регулятора, но не повысить рентабельность бизнеса.

Региональным бизнесменам проще получать доходы с таких сумм, размещая их на депозитах, чем вкладывать в бизнес, имеющий более высокую рискованность. Ежегодно работа СМО усложняется, появляются новые функции, а при выявлении нарушений, компании наказываются крупными штрафами. Очевидно, что бизнес будет объединен в руках только самых крупных компаний, способных противостоять рискам и управлять своей рентабельностью.

Всероссийский союз страховщиков выступает за софинансирование полисов ОМС гражданами и СМО. Если эта инициатива пройдет на законодательном уровне, то это еще больше подстегнет процессы консолидации. А шансы такого исхода весьма велики. ВСС не только подготовил соответствующие расчеты и намерен изложить их президенту, но и стал отраслевой саморегулируемой организацией (ЦБ РФ включил ВСС в единый реестр в декабре 2016 г.). Каждая страховая компания до 03.06.2017 г. обязана вступить в ВСС.

Материалы по теме:

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle