Что делать пациенту после врачебной ошибки?

Дмитрий Иванов
Некачественный товар по Закону РФ «О защите прав потребителей» можно вернуть продавцу. А как быть, если получено некачественное лечение, допущена врачебная ошибка?
21.02.2017
265

Каждый из нас – не просто пациент, но и приобретатель медицинских услуг, поэтому отношения между врачом и пациентом подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей». При ненадлежащем качестве предоставленных услуг, получатель имеет право требовать компенсацию.

Что мы можем?

Если в процессе лечения вы обнаружили какие-либо ошибки, то закон вам дает право требовать на выбор:

  • Устранения обнаруженной ошибки за счет исполнителя;
  • Повторное безвозмездное оказание таких же точно услуг или уменьшение их ранее оплаченной стоимости;
  • Возмещение вреда, убытков, в том числе силами третьих лиц (других врачей).

Стоит отметить, что в законе никак не ограничен срок, после которого обращаться с претензией на некачественное лечение уже поздно. Если обратиться к практике таких дел, то предельным сроком считается – 10 лет. В действительности же, безусловно, затягивать с претензиями не стоит, так как по истечении большого промежутка времени доказать факт врачебной ошибки будет сложнее.

На что можно жаловаться?

Назвать врачебной ошибкой можно неверно назначенный препарат, отказ в назначении необходимых пациенту препаратов или процедур, неверную диагностику и т.д. Причиной может являться недостаточная квалификация или опыт врача, и крайне редко - умысел. Пожаловаться можно не только на само лечение, но и на неподобающее поведение медперсонала, недобросовестное исполнение обязанностей.

В случае, когда доказать врачебную ошибку удалось и медицинская организация в добровольном порядке не удовлетворила требования потребителя, то будет взыскан штраф в пользу пострадавшего.

Если же наблюдается стойкая утрата здоровья или смерть пациента, то врач может быть наказан сроком лишения свободы. Взыскать через суд можно денежную компенсацию морального вреда и вреда здоровью (расходы, которые надо произвести для восстановления здоровья).

В ответ на вашу жалобу Росздравнадзор будет проверять работу всего медучреждения по указанному направлению. Соблюдение порядков оказания медицинской помощи станут проверять в первую очередь. Нарушение порядков становится основанием для признания требований истца обоснованными. На самом деле, суд только таким заключением и может руководствоваться для удовлетворения искового заявления.

Как доказывать?

Направить жалобу на действия или бездействие врачей можно в Росздравнадзор, департамент здравоохранения, а также губернатору и в другие инстанции. Но куда бы вы ни написали письмо, оно поступит орган управления здравоохранения региона или в территориальное подразделение Роздравнадзора. Оттуда ответ поступит к заявителю. В результате на рассмотрение жалобы уйдет от одного до двух месяцев. Если же обратиться сразу в медучреждение, то на решение спора можно потратить всего несколько дней.

Для обращения в суд нужно иметь очень веские основания. Доказательствами будут заключения экспертизы качества медицинской помощи из системы ОМС или частной экспертной организации. Эксперты выяснят, имела ли место некачественно оказанная медицинская услуга и к каким последствиям привела.

Рассмотрение в суде

Каждое исковое заявление пациента в суде – это основание для установления обстоятельств конкретного частного случая. В ходе судебного процесса изучается медицинская документация, допрашиваются свидетели. Сам истец может от своего имени в рамках ходатайства просить суд назначить судебно-медицинскую экспертизу.

Руководствуясь результатом экспертиз суд может вынести решение и взыскать с медицинской организации компенсацию морального вреда. Если вы являетесь обладателем полиса добровольного медицинского страхования, тогда экспертиза может быть выполнена экспертами самого страховщика.

Современная практика судебных разбирательств пополнилась примерами успешных разбирательств, когда пострадавшие пациенты получали достойные компенсации за некачественное лечение. Говорить о том, что бороться бессмысленно и суды просто игнорируют пациентов – в корне неверно. На слуху громкие процессы с участием пластических хирургов, всесторонне освещающиеся в СМИ. В этой сфере жалобы пациентов на врачей и частные клиники по статистике удовлетворяются в 50-60% случаев.

Будущее медицины во многом зависит от активности каждого пациента.

Комментарии: