Кто защищает права пациентов?

Дмитрий Иванов
Навязчивый сервис коммерческих клиник стал настоящей проблемой, поскольку их услуги оказываются не с целью вылечить пациента, а с целью получить прибыль
24.03.2017
195

Несмотря на многочисленные нарекания в отношении российских стандартов здравоохранения, они обеспечивали соблюдение прав и интересов больных в процессе предоставления медицинской помощи в гослечебницах и профилакториях. По большей части формально, но юридически страховые медицинские организации тоже призваны выполнять те же функции. В действительности же только система добровольного медицинского страхования является той структурой, которая способна обеспечить такую защиту. Частные же клиники никак не контролируются, а их число давно превысило число государственных.

Что такое медицинский «фастфуд»?

Сетевые клиники занимаются самым откровенным видом обмана пациентов. Все они предлагают примерно одни и те же услуги. Список оказываемых услуг может колебаться от одной клиники к другой, отталкиваясь от капиталовложений учредителей и размеров арендуемых площадей. Есть определенный набор направлений, которые могут гарантировать организации неплохой доход и даже обеспечить расширение в будущем. Поэтому при внимательном рассмотрении прейскурантов самых известных сетевых клиник можно увидеть так много общего, даже если декларируемый профиль такого медицинского центра может быть и узкоспециализированным.

В стандартный комплект такого медицинского «фастфуда» входят консультации специалистов и различные процедуры. Консультанты назначают процедуры, а процедурные кабинеты их выполняют. Каждый пациент получает назначения сразу от нескольких врачей, у каждого из которых только одна цель – выявить любую патологию, которую можно лечить с помощью представленных в ассортименте клиники процедур.

Среди большого многообразия медицинских услуг самые популярные – это борьба с симптоматической патологией и с разными неспецифическими проблемами. Прежде всего, это различные болевые синдромы, вегетативные расстройства, психоэмоциональные проблемы. Такие пациенты имеют очень много жалоб, поэтому в частной клинике им могут помочь найти проблему почти в любой области медицины. Однажды придя на прием в такую клинику, потом пациенты посещают ее годами, поскольку их настойчиво убеждают в необходимости лечения именно здесь. В доказательство приводятся данные анализов, которым мы привыкли доверять.

Как поймать клиента?

Поскольку реклама в СМИ не так давно оказалась под запретом, теперь применяются еще более агрессивные методы ловли потенциальных клиентов. Очень ценный товар на этом рынке – клиентские базы, которые позаимствованы в государственных больницах. Тот, кто сможет тайком вынести из диспансера или районной больницы электронную базу, может выручить за нее очень приличную сумму.

Если же готовой базы нет, call-центры пользуются обычными справочниками телефонов, просто обзванивая по алфавиту всех жителей расположенных поблизости районов, которые смогут добраться до частной клиники. Разговор по телефону сводится к настойчивому приглашению прийти в клинику, чтобы вылечить именно то заболевание, в котором абонент смог признаться милому собеседнику.

Всем без исключения обещается одно и то же: качественное лечение, тщательная диагностика, помощь лучших специалистов. Самый главный манок – бесплатная консультация. Абонента убеждают, что дорогостоящая услуга предоставляется бесплатно в качестве рекламной акции. Пациенты отзываются на рекламу, а потом получают от консультанта стандартный перечень назначений процедур, оказываемых данным центром. Отказаться же от них еще сложнее, чем положить трубку во время разговора с оператором call-центра.

Не только завлечь, но и удержать!

Не дать уйти клиенту после получения назначений консультанта – это задача менеджеров. Как правило, они не имеют медицинского образования вообще, но производят очень благоприятное впечатление на потенциальных клиентов, и могут любого уговорить согласиться с озвученным чуть ранее коммерческим предложением. Опыт работы такие менеджеры получают в той или иной структуре сетевого маркетинга.

Как правило, в частных клиниках наиболее востребованы те процедуры, которые сокращены в государственных больницах. Физиотерапия и реабилитация практически полностью теперь обосновались в частной медицине. Сегодня восстановительная медицина стала только платной, а получить такие полезные и подчас необходимые услуги можно исключительно в частных клиниках.

Хотя сокращены эти виды медицинской помощи в государственных больницах по разным причинам, результат во всех случаях один и тот же. В большей части случаев упразднении физиотерапевтических кабинетов в поликлиниках и больницах произошло из-за лоббирования в управлении здравоохранением представителей частной медицины. Весьма популярная услуга «поставить капельницу» теперь оказывается в дневных стационарах. В больнице крайне сложно получить такие процедуры, как пункции, блокады, инъекции. В коммерческой же больнице можно получить процедуры ЛФК, массаж, посетить мануального терапевта, пройти рефлексотерапию.

Чем дороже – тем лучше!

Увеличивается предложение дорогих, но совсем не обязательно эффективных процедур. В лидерах – гирудотерапия и мануальная терапия. В отдельных клиниках поголовно всем пациентам назначаются БАДы, например, хондропротекторы, а также гомеопатические препараты.

Рост числа коммерческих клиник никак не контролируется государством, поскольку чиновников волнует только собираемость налогов. Медицинская и пациентская общественность тоже обходит своим вниманием ситуацию с частной медициной. А между тем назрела острая необходимость найти те самые рычаги, с помощью которых пациенты получат защиту от навязывания бесполезных процедур. Необходимо предъявлять к работе частных и государственных медицинских учреждений одни и те же требования. Например, контроль оказания медицинской помощи должен быть общим. Не стоит делать разграничение в формах отчетности и методах проверки работы клиник, так как цель всего этого одна – оценить качество оказываемых медицинских услуг.

Кто будет контролировать?

Совместная комиссия, в работе которой примут непосредственное участие представители общественных пациентских организаций и чиновники от здравоохранения (Росздравнадзора, Роспотребнадзора) сможет выполнять функцию контроля. Такой комиссии следует поручать выполнять выборочные проверки меддокументации. Именно такая независимая комиссия сможет оценить, насколько предоставляемые населению медицинские услуги соответствуют отраслевым стандартам. Эти же комиссии смогут решать различные конфликтные ситуации между клиниками и пациентами.

Часть этих функций сейчас выполняют страховые медицинские компании в ОМС. Однако, существующая система медстрахования не контролирует предоставляемые медицинские услуги в частных клиниках, которые работают по добровольному медицинскому страхованию. Кроме того, страховщики не торопятся реально защищать интересы своей клиентуры. Система охраны здоровья в таких условиях нуждается в создании новых эффективных регуляторов.

Если же взглянуть в будущее, когда медстрахование станет общим, без разделения на ОМС и ДМС, тогда не потребуются такие регуляторы, ведь эту работу будут выполнять сами страховщики.

Комментарии: