Договор обязательного медицинского страхования или добровольного медицинского страхования, к сожалению, не гарантирует, что Вам будет оказана вся необходимая качественная медицинская помощь. Бывает так, что после проведённого лечения не только не становится лучше, но и появляются непредвиденные осложнения и ухудшение здоровья, которые причиняют не только физические страдания, но и приводят к дополнительным финансовым тратам, потере драгоценного времени, а главное, к серьёзным нравственным и моральным страданиям. Если не получится полностью избавится от физических последствий некачественного лечения, то получить финансовую компенсацию за все понесённые потери можно. Для этого законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы, позволяющие пациентам защищать свои нарушенные права.
Основным законом, регулирующим отношения и споры со страховыми компаниями, медицинскими учреждениями, является закон «О защите прав потребителей». Надо иметь в виду, что Постановлением пленума Верховного Суда РФ с 2012 года он стал распространятся и на правоотношения с ОМС. В случае более тяжёлых последствий уже суд будет их квалифицировать в соответствии с Гражданским или Уголовным кодексом. Ещё один закон, который регулирует правоотношения между пациентами и медиками, - Федеральный Закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Порядок и размер компенсаций и штрафов регулируются статьями Гражданского кодекса РФ.
Для защиты и восстановления нарушенных прав и разрешения спорных ситуаций законом предусмотрен досудебный и судебный порядок.
В досудебном порядке с жалобами на действия ответственных лиц нужно обращаться по следующим инстанциям: главный врач лечебного учреждения, где оказывали медицинскую помощь, страховая компания, где Вы получали полис медицинского страхования, территориальные лицензирующие органы, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, органы прокуратуры.
Для решения споров в судебном порядке соответствующим образом оформленное исковое заявление подаётся в суд.
Как правило, большинство претензий и жалоб разрешаются в досудебном порядке. Но никто заранее не сможет сказать, что Ваша ситуация не дойдёт до суда. Поэтому все свои действия фиксируйте документально.
При обращении к главному врачу свои претензии оформляйте в письменном виде. Проследите, чтобы на ней либо был проставлен входящий номер, либо главный врач поставил на ней резолюцию о том, что он с ней ознакомлен и принял к рассмотрению.
Все жалобы и претензии в страховую компанию, органы власти, Росздравнадзор, Роспотребнадзор также оформляйте в виде письменного заявления по установленной внутренними документами организации, в которую вы подаёте жалобу, форме.
Чтобы подтвердить законность и обоснованность ваших претензий, необходимо доказать причинно-следственную связь между наступившими последствиями некачественного лечения и действиями персонала медицинского учреждения, где вам оказывали медицинские услуги. Для этого первым делом нужно истребовать амбулаторную карту или историю болезни, если Вы проходили стационарное лечение. Следующий шаг – фиксация нарушений здоровья. Провести медицинскую экспертизу можно либо в бюро судебных экспертиз, либо у сертифицированного специалиста в сторонней медицинской организации.
В рамках досудебного урегулирования Вам могут быть предложено бесплатное исправление недостатков и последствий некачественного лечения, либо возмещение материальных затрат. Если недостатки не были устранены вовремя в нарушение договора, Вы можете потребовать полное возмещение и отказаться от оказания услуг в дальнейшем, разорвать договор и потребовать выплату всех причинённых убытков.
Но вот вы прошли все круги и инстанции, а соответствующей реакции и устранения последствий не получили? Значит, вам прямая дорога в суд. Вот тут Вам и пригодятся все документы, которые вы кропотливо собирали.
Дорога в суд начинается с оформления искового заявления. Следует иметь в виду, что неправильно оформленное исковое заявление суд может не принять к рассмотрению. Поэтому лучше всего для составления искового заявления обратиться к медицинскому юристу.
Требования по составлению искового заявления изложены в ст. 131 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации. В заявлении Вы должны указать название суда, куда Вы подаёте иск; свои полные данные, включая адрес места проживания, телефоны, адреса электронной почты, факсы; название и полные данные ответчика, также включая его электронные адреса почты, факсы, если таковые имеются; изложение нарушенных прав, обстоятельств, при которых эти нарушения произошли, основания предъявляемых требований и их доказательства; стоимость исковых требований, доказательства о прохождении всех досудебных инстанций, список прилагаемых к иску документов.
Если Вы самостоятельно составляете исковое заявление, то подпись в иске должна быть Ваша. Если Вы обратились за помощью к медицинскому юристу, то исковое заявление, как Ваш представитель, подписывает он. Для того чтобы передать юристу полномочия представителя, необходимо будет оформить нотариально заверенную доверенность. Как это сделать, Вам подскажет Ваш юрист.
Вам нужно будет также подготовить копии всех документов, приложенных к исковому заявлению, самого заявления, расчётов размера иска. Их нужно предоставить ответчику и третьим лицам, если таковые есть.
Так как эти правоотношения регулируются законом «О правах потребителей», то Вам не придётся платить госпошлину.
Самыми частыми причинами споров являются несовпадение услуг и условий, заявленных в договоре и реально оказываемой медицинской помощью; отсутствие возможности получения медицинских услуг в выбранном месте или в выбранное время; отказ медицинской организации в обслуживании застрахованного лица; необоснованное увеличение страховых выплат в ДМС; признание договора страхования недействительным и возврат страховых выплат.
Чаще всего при судебном урегулировании споров суды выносят решение о прекращении договора добровольного медицинского страхования и возврате уплаченных сумм, а также назначается компенсация убытков и морального вреда, а на страховую компанию накладывается штраф. При спорах с медицинским учреждением выносят решение о принуждении к исправлению последствий некачественного лечения по программе ОМС по месту проживания истца, компенсации материального и морального вреда, наложение штрафа.
Самым тяжёлым при рассмотрении подобных споров является доказательство умышленного сокрытия болезни или хронического состояния при подписании договора о медицинском страховании.
Например, в практике Мосгорсуда есть два разных подхода. При рассмотрении одного дела судья на основании предоставленных документов вынес решение о наличии факта умышленного сокрытия и даче ложной информации при подписании договора. При рассмотрении апелляции по другому делу было вынесено решение о том, что обращение для лечения возникающих признаков заболевания и его диагностирования не является умышленным сокрытием и не свидетельствует о том, что страхователь знал о заболевании на момент подписания договора.
Для установления диагноза относительно даты подписания договора очень важным представляется Апелляционное решение Верховного суда Татарстана. В нём сделан вывод, что конечным диагнозом может быть только тот, который поставлен при соблюдении всех процедур и стандартов, установленных соответствующими законами, подзаконными актами и регламентами.
Если возникают проблемы со страховыми компаниями, медицинскими организациями, не надейтесь на авось, лучше всего обратиться к медицинскому юристу, который поможет Вам решить проблемы на основании законов к Вашей пользе.