Понятие конфликта;
Рост конфликтных ситуаций в медицинских организациях;
Альтернативные способы урегулирования конфликтов.
Что такое конфликт?
Обратимся к Википедии:
Конфликт (от Латинского – столкнувшийся) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Обратите внимание, ключевые слова (фразы): «столкнувшийся»; «наиболее острый способ»; «негативные эмоции»; «выходящий за рамки правил и норм».
Какие эмоции вызывают у вас эти фразы?
Лично у меня они вызывают ощущение беспокойства, выбивают меня из состояния душевного покоя и заметьте, я не являюсь стороной конфликта.
А что происходит с теми, кто стал участником конфликта?
Анализируя практическую медицину, я делаю вывод о росте количества конфликтных ситуаций, участниками которых становятся медицинские организации и их пациенты. Это связано с появлением платных медицинских услуг (когда отношения пациента и медицинской организации стали регулироваться ФЗ «О защите прав потребителей»), в результате чего, пациент превратился в заказчика, а медицинская организация в исполнителя.
В конфликте два участника и соответственно две, абсолютно противоположные позиции. У каждой из сторон своя правда и как это ни странно – каждый прав по своему.
Ни одна из сторон не хочет уступать, тут подключаются такие человеческие качества, как принцип, упрямство, нежелание уступать и конечно при такой позиции дело доходит до суда. Каждая из сторон уверена, что суд решит конфликт именно в ее пользу.
А судебное разбирательство затягивается на месяца, а иногда и годы.
Проводятся медицинские экспертизы, собираются врачебные комиссии и т.д. и т.п.
В какой-то момент стороны уже и думать не хотят о конфликте, который был в прошлом году, но!
«Машина» под названием судебное делопроизводство уже запущена, понесены не малые финансовые расходы, а тут еще и те самые человеческие качества, как принцип, упрямство, нежелание уступать!
Что в результате мы получаем? Спор (конфликт) разрешается не сторонами, а третьим лицом (судьей), решение судьи относительно спора основывается исключительно на нормах закона, а не на интересах сторон, решение суда не устраняет конфликт между сторонами, оно ограничивается предметом спора и не учитывает других, не менее важных для сторон вопросов (репутации, конфиденциальности).
Конфликты в медицинской сфере основаны на двух факторах:
При этом, даже если медицинский работник сделал все правильно с точки зрения медицины (назначил лечение, поставил диагноз), то юридические ошибки (оформление документации, предоставление информации и т.п.) и психологические (моральные) в отношении пациента приводят к серьезным последствиям не только для самого медицинского работника, но и для медицинской организации, в которой он оказывает услуги.
По международной статистике, 40-60 % жалоб пациентов могут быть полностью удовлетворены простым объяснением со стороны врача (медицинского работника).
Альтернативой судебному урегулированию спора всегда были переговоры, в которых решение принимают сами стороны, исходя из своих интересов.
В Российской Федерации применяются следующие альтернативные виды разрешения споров:
Самыми распространенными из альтернативных способов разрешения споров стали медиация и третейский суд, которые набирают свою популярность, в том числе и в медицинских спорах. Подробнее о них я расскажу в следующих статьях.
В заключении хочу добавить: есть конфликтные ситуации, которые разрешить альтернативным способом невозможно и выходом из таких конфликтов может быть только судебное разбирательство.