Альтернативные способы решения медицинских споров

Елена Авдеева
В статье представлена информация о конфликтах в медицинской сфере, трудностях судебного урегулирования этих конфликтов и об альтернативных способах их решения.
29.12.2017
1131

Оглавление:

Понятие конфликта;
Рост конфликтных ситуаций в медицинских организациях;
Альтернативные способы урегулирования конфликтов.

Понятие конфликта

Что такое конфликт?

Обратимся к Википедии:

Конфликт (от Латинского – столкнувшийся) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Обратите внимание, ключевые слова (фразы): «столкнувшийся»; «наиболее острый способ»; «негативные эмоции»; «выходящий за рамки правил и норм».

Какие эмоции вызывают у вас эти фразы?

Лично у меня они вызывают ощущение беспокойства, выбивают меня из состояния душевного покоя и заметьте, я не являюсь стороной конфликта.

А что происходит с теми, кто стал участником конфликта?

Рост конфликтных ситуаций в медицинских организациях и трудности их разрешения через суд

Анализируя практическую медицину, я делаю вывод о росте количества конфликтных ситуаций, участниками которых становятся медицинские организации и их пациенты. Это связано с появлением платных медицинских услуг (когда отношения пациента и медицинской организации стали регулироваться ФЗ «О защите прав потребителей»), в результате чего, пациент превратился в заказчика, а медицинская организация в исполнителя.

В конфликте два участника и соответственно две, абсолютно противоположные позиции. У каждой из сторон своя правда и как это ни странно – каждый прав по своему.

Ни одна из сторон не хочет уступать, тут подключаются такие человеческие качества, как принцип, упрямство, нежелание уступать и конечно при такой позиции дело доходит до суда. Каждая из сторон уверена, что суд решит конфликт именно в ее пользу.

А судебное разбирательство затягивается на месяца, а иногда и годы.

Проводятся медицинские экспертизы, собираются врачебные комиссии и т.д. и т.п.

В какой-то момент стороны уже и думать не хотят о конфликте, который был в прошлом году, но!

«Машина» под названием судебное делопроизводство уже запущена, понесены не малые финансовые расходы, а тут еще и те самые человеческие качества, как принцип, упрямство, нежелание уступать!

Что в результате мы получаем? Спор (конфликт) разрешается не сторонами, а третьим лицом (судьей), решение судьи относительно спора основывается исключительно на нормах закона, а не на интересах сторон, решение суда не устраняет конфликт между сторонами, оно ограничивается предметом спора и не учитывает других, не менее важных для сторон вопросов (репутации, конфиденциальности).

Конфликты в медицинской сфере основаны на двух факторах:

  1. Так называемой «врачебной ошибке» (Правового понятия врачебной ошибки не существует, этот термин сложился на обыденном уровне вне связи с медицинской наукой и правом, под которым понимается причинение вреда здоровью пациента в связи с ненадлежащим проведением диагностических, лечебных, профилактических мероприятий медицинского персонала).
  2. Личностные качества медицинского работника и пациента.

При этом, даже если медицинский работник сделал все правильно с точки зрения медицины (назначил лечение, поставил диагноз), то юридические ошибки (оформление документации, предоставление информации и т.п.) и психологические (моральные) в отношении пациента приводят к серьезным последствиям не только для самого медицинского работника, но и для медицинской организации, в которой он оказывает услуги.

По международной статистике, 40-60 % жалоб пациентов могут быть полностью удовлетворены простым объяснением со стороны врача (медицинского работника).

Альтернативные способы урегулирования конфликтов

Альтернативой судебному урегулированию спора всегда были переговоры, в которых решение принимают сами стороны, исходя из своих интересов.

В Российской Федерации применяются следующие альтернативные виды разрешения споров:

  • Третейский суд;
  • Медиация;
  • Переговоры;
  • Мировое соглашение.

Самыми распространенными из альтернативных способов разрешения споров стали медиация и третейский суд, которые набирают свою популярность, в том числе и в медицинских спорах. Подробнее о них я расскажу в следующих статьях.

В заключении хочу добавить: есть конфликтные ситуации, которые разрешить альтернативным способом невозможно и выходом из таких конфликтов может быть только судебное разбирательство.

Комментарии: